На листе чистой бумаги является параллельный мир.
Вспоротая поверхность цинковой доски и оттиск с неё. Гравюра уходит к зрителю…
Н.И. Домашенко /1946–2023/
Выставка графики заслуженного художника России Николая Ивановича Домашенко в 2024 году – это уже выставка мемориальная, выполняющая важнейшую музейную задачу сохранения и передачи культурной памяти, но для зрителя это по-прежнему встреча с самым ценным – с квинтэссенцией человеческого бытия, с творческим наследием личности, с уникальным взглядом на мир, волнующим, призывающим к размышлениям, вовлекающим на время в свою авторскую вселенную.
Николай Иванович родился 6 сентября 1946 года в Иркутске. В 1962–1967 годах учился в Иркутском училище искусств, в котором потом преподавал. В 1969 году на выставке Союза художников СССР появилась первая серия его работ «Декабристы», исполненных в технике цветной автолитографии (в экспозиции серия представлена на открытках, расположенных в витрине). В 1971 году Н.И. Домашенко стал Лауреатом премии имени Иосифа Уткина Иркутского комсомола, присуждавшейся за выдающиеся творческие заслуги. Позже художник с семьей переехал в Новосибирск; в 1982 году – в Ленинград, где работал в экспериментальной мастерской Союза художников и детской художественной школе «Александрино».
В 1998 году Н.И. Домашенко вместе с друзьями-художниками И.Л. Черновой-Дяткиной, К.О. Почтенной, А.А. Гавричковым и другими принял участие в организации группы петербургских художников-графиков «Десять тихих». Девиз группы – латинское изречение «Ab ovo», означавшее «С самого начала». Возврат к простоте и искренности в искусстве, стремление избегать шумных пиар-кампаний, с провоцируемой арт-бизнесом агрессией самоутверждения, суеты, коммерциализации своего труда – объединили несогласных. В буклете первой выставки (1998) И.Л. Чернова-Дяткина писала: «В начале века были ʺдикиеʺ (речь идет о фовизме – от фр. es fauves ʺдикиеʺ – течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века). В семидесятых годах бытовал искусствоведческий термин – «тихая графика» – по отношению к несоциальной графике. А еще, тоже уже давно, в шестидесятых, сказал один известный поэт: ʺТишины хочу, тишины!ʺ Мы вполне можем быть солидарны и первыми, и со вторыми, и с третьим, – мы как раз все это каким-то образом умудрились соединить». Выставка художников группы «Тихие», возглавляемая на тот момент Николаем Ивановичем, с успехом прошла в Вологодской картинной галерее в 2012 году.
Н.И. Домашенко работал в очень сложных техниках глубокой печати – сухой игле и гравюре резцом. Это самые мужские техники гравюры по металлу, требующие силы руки, чтобы резец не спасовал перед металлом, а победил его, точно воплотив замысел художника. В Москве и Санкт-Петербурге Николая Ивановича часто называли «отцом сухой иглы». Это шутливое звание появилось как оценка высочайшего мастерства, которого художник достиг любимом деле. Свои работы Н. Домашенко часто дополнял цветом, подкрашивая акварелью, добавляя эмоций в восприятие черно-белого графического произведения. Личные качества характера Николая Ивановича – душевность, скромность, трудолюбие, присущие ему при жизни, ярко проявлены в его работах, наполненных и тонким лиризмом, и деликатным юмором, и вниманием к деталям. В экспозиции представлены почти все жанры графического искусства, в которых работал Мастер. Это оригинальная графика и станковая гравюра (портреты, книжные иллюстрации, сюжетные композиции), произведения малой формы (авторские открытки-поздравления с Рождеством и Новым годом) и коллажи, составленные из частей его гравюр и посвященные любимым писателям художника – А.С. Пушкину и Н.В. Гоголю.
Николай Иванович реализовался и как педагог; многие годы он вел преподавательскую деятельность в Иркутском училище искусств в Новосибирске и детской художественной школе «Александрино» в Санкт-Петербурге, передавая свое понимание творческого процесса и секреты мастерства молодому поколению.
Произведения Н.И. Домашенко находятся в собраниях главных музеев России: Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Государственного Музея А.С. Пушкина на Мойке №12 (Санкт-Петербург); художественных галерей и музеев: Барнаула, Вологды, Иркутска, Кемерово, Новосибирска, Усть-Илимска, Читы; а также в частных коллекциях России и зарубежья.