«Человеку даны великие дары – свобода и творчество – в этом его подобие Богу»
А.И. Смоленцева
Живопись Александры Ивановны Смоленцевой, талантливой и мужественной женщины
с трудной судьбой, многими специалистами и любителями изобразительного искусства воспринимается как очень понятная и близкая.
7 апреля 2025 года исполнилось 120 лет со дня рождения художника. Уроженка Москвы, любимая ученица профессора Д.П. Штеренберга, волею обстоятельств оказалась в 1934 году
в Вологде, будучи репрессированной. Вместе с мужем Ильей Евгеньевичем Рытавцевым, находившимся в ссылке в Архангельской области, после его освобождения, семейная пара поселилась в нашем уютном городе. В 1935 году у супругов родилась дочь Фаина, посвятившая свою жизнь реставрации темперной живописи на посту научного сотрудника Государственного исторического музея. Впоследствии ее дело продолжила дочь Екатерина.
Искусство Смоленцевой, признанного мастера натюрморта, говорит о красоте мира, жизни, земных плодах. Ее работы с первого взгляда привлекают своей яркостью, особенной звучностью колорита. Они могли бы показаться скромными, но художник всегда видела и потому изображала их щедрыми, вызывающими восхищение. В первую очередь, поражает ее особое трепетное отношение к хлебу. Свидетельство человека, явственно пережившего тяжелейшие времена голода и бескормицы. Отсюда несомненное уважение к нему не как к обычному продукту, а в его превозношении, как продукта-спасителя в любой ситуации. Эта тема стала одним из основных направлений в ее творчестве с 1970-х годов после создания натюрморта «Праздничный» (1975). По мнению специалистов: «Натюрморты с хлебами удаются Смоленцевой больше всего. Если
в изображении цветов у нее порой проскальзывает сентиментальность, то хлебы она пишет крепко, мужественно. Хлеб для нее – образ добра, мира и человечности». Художник специально покупала и подсушивала его, продлевая ему жизнь и отводя главную роль в своих полотнах. Сюда можно отнести натюрморты с овощами («Овощи», 1973) и корнеплодами с огорода
(«Лук», 1976) – тоже помощь во спасение и аппетитные «Волнушки» (1979), украшение березового леса, с тонким приятным волнующим запахом.
Александра Ивановна Смоленцева была предельно сдержанна с коллегами и окружающими людьми, наиболее близкими к ней по духу художниками были Г.Н. Бурмагина и С.И. Хрусталева, семья реставраторов Рыбаковых. Натюрморт «Сухие листья и каргопольская игрушка»
(1982–1984) написан ею в память о своем маленьком и храбром друге, так она называла Генриетту Бурмагину. Охапка веток с высохшими золотистыми листьями придает особый эмоциональный настрой всему изображению, кажется, еще недавно собранные, они хранят в себе солнечный свет и тепло рук.
В экспозиции представлен «Портрет А.И. Смоленцевой» (1985), принадлежащий кисти Михаила Алексеевича Ларичева, художника с непростой судьбой. Оставаясь непревзойденным мастером пейзажа, он также писал портреты друзей-художников. До своего ареста Александра Ивановна с увлечением работала в портрете и в пейзаже. Смоленцеву он написал в черном кожаном пальто и серой меховой шапочке, буквально аlla prima, уделив в большей степени внимание ее выразительному лицу и строгому взгляду. Суровые жизненные испытания молодых лет не могли не оставить свой отпечаток в характере Александры Ивановны. Казалось бы, она стоически просто и легко относилась к трудностям обыденной жизни, не имея отдельного жилья. И всегда она была благодарна за встречи с людьми сильными, щедрыми, духовно свободными,
с которыми ее сводила судьба.
По мнению Смоленцевой, искусство существует для того, чтобы приносить людям радость. Обращает внимание полотно «Дождь. Мастерская» (1978), в котором художник изобразила нисхождение небесного потока блаженства и очищения, запечатлев обновление красоты природы. «Чем труднее живется, тем сильнее желание передать радость жизни, потому что пока мы живы, мы можем творить». Реалистичные, светлые, жизнерадостные работы мастера спустя десятилетия восхищают своей эмоциональной наполненностью. С таким настроением она создавала свои сочные, заряженные жизненной энергией натюрморты. Именно в этом наиболее доступном ей жанре она выразила себя, беспредельную любовь и восхищение миром, страстное, неистребимое желание дарить людям праздник.
А. И. Смоленцева. Дыня и груши. 1972. Холст, масло. 1972
А.И. Смоленцева. Сухие листья и каргопольская игрушка. Светлой памяти Генриетты Николаевны Бурмагиной посвящается. 1982-1984. Холст, масло. Собрание ВОКГ