Анатолий Наговицын. «Образ Русского Севера». К 100-летию со дня рождения художника | Вологодская областная картинная галерея

Анатолий Наговицын. «Образ Русского Севера». К 100-летию со дня рождения художника

Образ Русского Севера

Имя Анатолия Терентьевича Наговицына, заслуженного художника Российской Федерации, навсегда вписано в историю Вологодской культуры. В наступившем 2021 году известному череповецкому мастеру книжной гравюры и экслибриса исполнилось 100 лет со дня рождения. По мнению специалистов, хоть и родился он на Вятской земле, но стал поистине вологодским и череповецким художником, создал уникальную коллекцию графики, посвященной людям и городам Вологодской области. На юбилейной выставке «Образ Русского Севера» в Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А. В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи представлено более ста графических листов мастера. В 1963 году художник переехал из Нижнего Тагила, куда был направлен на работу после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленном училища им. В. И. Мухиной в Череповец. Человек, много повидавший в жизни, зрелый мастер, здесь он в буквальном смысле пережил свое второе рождение. До переезда на Вологодчину Наговицын работал в основном в линогравюре. В экспозиции представлены ранние уральские пейзажи художника из серии «На берегах Вятки» (1962 – 1964). В Череповце он осваивает разнообразную технику – офорт, цветной офорт, акватинту, сухую иглу, мягкий лак. Обращается к характерной для старого русского искусства сложной и трудоемкой резцовой гравюре на меди. Своими руками делает станки, инструменты, все необходимые принадлежности – стремится изучить не только методы, но и ремесленную часть работы русских мастеров. Так, в листе «Металлургический завод» (1968) он использует все градации красного тона – от багрового до золотисто-розового; и домны, и небо – все кажется исполненным напряжения. В других случаях цвет создает у него впечатление интимности – воссозданные им череповецкие новостройки «населены», обжиты, согреты светящимися окнами («Наш двор. Череповец», 1966). Вводя в гравюры цвет, художник старается добиться этим известной романтичности, ощущения приподнятости происходящего. Череповецкие мотивы составили большую серию его станковых гравюр: «Череповецкий порт» (1963 – 1964), «Череповецкий металлургический» (1963 – 1969), «Революционные памятные места Череповца» (1969 – 1970). Образ Русского Севера в творчестве мастера сформировался в результате соединения рационального опыта и художественного восприятия. В лучших гравюрах серии «Вологодская старина» ему удается добиться эпического духа и таланта русского народа («Северо-западная башня Вологодского кремля», 1966; «Крестовая церковь Вологодского кремля», 1966). Некоторая документальность остальных листов серии искупается эмоциональной окрашенностью их настроения, идущим от них человеческим теплом. Наговицын старается не отрывать памятники от их естественного окружения, большую роль отводит пейзажу, порой являющемуся эмоциональным ключом композиции («Вечер над Вологдой», 1966). Кроме станковых гравюр художник занимался искусством книжной иллюстрации. Свои первые книги Наговицын оформил для Кировского издательства на рубеже 1950 – 1960-х годов. Наиболее интересны книжные работы Наговицына для Северо-Западного книжного издательства в 1970-х годах: оформление книги Б.Шергина «Гандвик – студеное море» и  В.Малкова «По земле вологодской». Здесь использованы традиционные элементы книжного искусства – гравюры на обложке. Значительное место в творчестве Наговицына занимает экслибрис. Им выполнено около 300 книжных знаков, каждый из которых – произведение искусства.  Им изготовлены экслибрисы для Михаила Шолохова, Леонида Утесова, Леонида Рахманова и других известных людей. Книжные знаки Наговицына вошли в антологии отечественного и европейского экслибриса XX века, они экспонировались в Японии и Германской Демократической Республике, в Болгарии и Финляндии, в Польше и Италии. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галереи, художественных музеях Кирова, Львова, Омска, Смоленска, Дрездена и Лейпцига. Основное собрание работ художника находится в Вологодской областной картинной галерее, Череповецком музейном объединении, представлено в краеведческих музеях Вологодской области, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных