Персональная юбилейная выставка
«Борис Студенцов. Земля, на которой живу»
«Земля, на которой живу» – такое простое и одновременно емкое название дал своей персональной юбилейной выставке великоустюгский художник Борис Студенцов. Здесь представлены лучшие произведения, созданные за весь период его творческой деятельности. Борис Анатольевич пишет мир вокруг себя с любовью и искренним восхищением. Профессионализм художника сочетается с высоким чувством уважения к своей малой родине, к истории и красоте родного Великого Устюга, который он воспевает в своих работах. Здесь мастер появился на свет в 1960 году. Окружение и увлечения способствовали тому, что, с детства полюбив изобразительное искусство, Борис решил посвятить свою жизнь творчеству. В 1979 – 1983 гг. он учился в Кировском художественном училище, а в 1995 – 2000 гг. в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. С 1986 года и по нынешнее время профессиональная судьба художника связана с Великоустюгской художественной школой им. Е. П. Шильниковского. В 1989 году Борис Студенцов стал ее директором, и вот уже более 30 лет много времени и сил мастер отдает работе с детьми, требующей терпения и такта, большого профессионализма и искреннего отношения. При такой высокой занятости Борис Анатольевич старается по возможности выезжать на пленэры и в путешествия, откуда неизменно возвращается с новыми работами, идеями и впечатлениями. С 1998 года Б.А. Студенцов является членом Вологодского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», регулярно участвует во всероссийских, региональных, городских художественных выставках. Персональные выставки мастера проходили в 2010 году в г. Вологда и почти ежегодно — в родном городе. Особым вниманием любителей искусства пользовалась передвижная персональная выставка «Мой город белых колоколен», с успехом прошедшая на нескольких выставочных площадках Великого Устюга. Художник работает в разных жанрах живописи: пейзаже, натюрморте, портретной и сюжетно-бытовой картинах. Для мастера характерна динамичная манера письма, передающая свежесть впечатления, обобщенно, но точно отражающая авторский замысел. Творческие темы Борис Анатольевич всегда находит рядом: вдохновить на создание произведения его может, например, живописный закат, такой характерный для наших северных широт, шумный городской праздник или яркие краски народного костюма устюжанки, как, например, в его работах «Закат на Северной Двине» (2018), «Праздник в Великом Устюге. Гуляние» (2008) и «На пороге дома» (2009). Художник ищет радость в окружающем мире. Цветочные букеты — то буйно-ярких садовых пионов и гладиолусов, то нежно-трепетных полевых ромашек и васильков – привлекают мастера своей очаровательной недолговечностью и кратковременной возможностью запечатлеть миг наивысшей их красоты. В своей работе «Роман о розе» (2020) художник, наблюдая за жизненным циклом прекрасных цветов, размышляет над важнейшими философскими вопросами, связанными с цветением и увяданием, целью и смыслом. Портреты интересны художнику возможностью создания лирического образа через помещение личности в определенную историческую и бытовую ситуацию, через костюм и окружающие человека значимые предметы и интерьеры («Ожидание» (2002), «Девочка с кошкой» (2010)). Борис Анатольевич известен вологодским зрителям как прекрасный пейзажист, чьи работы наполнены солнечным светом. Любимый Великий Устюг – главный «герой» произведений художника. Частым мотивом его работ становятся старинные города и монастыри с их великолепной архитектурой: «Дорога в Ферапонтово» (2002), «Прилуки. Тихая обитель» (2004 – 2008), «Ростов Великий. Догорает заря (2007), «Вечерняя беседа (Ипатьевский монастырь в Костроме)» (2019). Одним из интереснейших новшеств в творчестве художника стал ретроспективный пейзаж, где автор размышляет над историческими судьбами своего края, пробует творчески смоделировать образ родного города в том цельном виде, каким он был до разрушения храмов в 1920 – 30-е годы. Интересно скомпонованное произведение «Великий Устюг. Ледоход 1916 года» (2019 – 2020) демонстрирует очень важный для устюжан момент весеннего прохождения льда на своенравной реке Сухоне, зачастую приносящей немало бед горожанам. Здесь изображены уже не существующие ныне храмы, посвященные святым Варламу Хутынскому и Иоанну Богослову, как дань памяти этим утраченным святыням. Мы видим город масштабно, как бы с колокольни одного из храмов или с высоты птичьего полета. Стремление к панорамности и обобщению и, одновременно, к документальности в своих произведениях вообще характерно для мастера. Безусловно, главная работа выставки – «Великий Устюг. Лето 1917 года» (2019 – 2020) – является прекрасным образцом нового живописного «ретроспективного» опыта художника, своеобразным вкладом Бориса Студенцова в краеведческие изыскания устюжан. Перед нами — прекрасный северный город, любовно благоустраиваемый устюжанами на протяжении многих веков, обретший почти сказочный, былинный вид, город верующих людей, построивших многочисленные храмы, город смелых путешественников и талантливых мастеров, принесших славу не только своей малой родине, но и стране. Лето в самом расцвете, жизнь устюжан течет с обычной вроде бы скоростью. Однако, что-то темное движется на город, напоминая нам о том, что на полотне изображено лето рокового 1917 года, полностью перевернувшего жизнь страны. Но радуга, обнявшая город, дает надежду на то, что и эта «гроза» пройдет, как прошли многие за историю бедствия славного Великого Устюга, и летопись его будет продолжена. Юбилейная выставка открывает Бориса Студенцова как зрелого художника, уверенно и убедительно работающего в характерной для него манере. Он остается верен темам радости и красоты, мирной жизни и исторической памяти, при этом воплощая новые идеи в своем творчестве.