Цветы и фрукты
Выставка из собрания Музея русского лубка и наивного искусства представляет произведения 33 художников-наивов. Многие из авторов уже заслужили любовь широкой публики, другие – пока лишь признание экспертов, но каждая из этих живописных и графических работ интересна своим уникальным, самобытным и ярким взглядом на мир.
Наивное искусство – это не стиль и не художественное направление. Этот термин, возникший во французской художественной критике конца XIX – начала XX века, был заимствован в 1980-ые годы российскими исследователями и обозначает разнородное поле творчества художников-самоучек. Художники-наивы не имеют системного представления о технике рисунка и истории искусства и в своей работе испытывают самые разные влияния – от исконного народного творчества до любой полюсной точки изобразительных практик. Но при этом им свойственна яркая индивидуальность и решительность художественного почерка, бескомпромиссность таланта, откровенность и искренность замысла.
У наивного искусства нет адресата, нет манифеста, нет и не может быть узнаваемого стилистического кода. Это явление с трудом поддаётся научному анализу, потому как его сложно заключить в какие-либо рамки. Оно подобно самой трепещущей жизни, жизни художника, которую он проживает создавая, а мы – глядя на картины.
Включение наивных художников в сферу общественного внимания происходит, как правило, благодаря интересу к ним со стороны представителей культурной элиты. Во Франции художественная ценность наивного искусства и примитива была осознана на рубеже XIX – XX веков – благодаря тому, что именно здесь зрели предпосылки для того, чтобы переломить всю живописную традицию, идущую со времен эпохи Возрождения. Авангард начала XX века шел по пути конструирования новой предметности, поэтому внехудожественный опыт художников-самоучек был так важен для него и отвечал потребности обрести источники вдохновения. В советском и постсоветском культурном контексте наивное и самодеятельное искусство стало предельно актуальной и живой формой народного творчества, соединившего в себе художественное новаторство, утопическую перспективу и глубоко прочувствованные традиционные мотивы фольклора.
Представленные на выставке авторы творили в разные годы, в разных городах и местностях; образы природного изобилия и равновесной гармонии решаются художниками совершенно по-разному. Не только фантазийные работы или домашние сценки, но и натюрморты наивных мастеров динамичны и пронизаны мощной эмоцией. Собирая композицию из цветов или фруктов, художники структурируют собственную картину мира: Стефании Базыленко в этом помогает эйдетический, чистый цвет, Юрию Климову – декоративно-орнаментальные приёмы, Алевтине Пыжовой – живой юмор, Игорю Захарову – строгость геометрических форм, Валерию Ерёменко – обаяние ретро-образов. Порой картина построена на контрастах (как у Владимира Мизинова), порой – на нюансах (как у Валентина Юшкевича); в картине Германа Блинова мы можем увидеть явные фольклорные цитаты, а в работе Петра Сырцова – отсылки к голландским натюрмортам XVII века.
Наивное искусство не сводится лишь к веселой яркой панораме бесхитростных картин, наполненных любовью к жизни и природе. Ему свойственен серьезный, проникающий взгляд, неутомимое движение к настоящему, не пойманному, не прирученному миру, к миру не разделенному, но включающему в себя всё. Художник всецело занят сотворением и запечатлением такого мира, и потому на полотне нет места второстепенному или неважному. В этом искусстве действительно есть нечто «детское», но упроченное ясностью, решительностью и внутренней свободой в выборе художественных средств, идей и смыслов.