Термин «гохуа» -национальная живопись – появился в Китае в начале ХХ века, когда в страну был открыт широкий доступ европейской культуре. Творчество Цзян Шилуня характеризуется тесной связью живописи, каллиграфии и поэзии – важнейшей чертой китайской культуры с древнейших времен. Произведения художника из собрания Вологодской областной картинной галереи будут показаны на выставке.
Цзян Шилунь (1927-2020) родился, учился и умер в Китае, более шестидесяти лет прожил в нашей стране, часто ездил на родину, был членом Союза художников СССР и Китайской Народной Республики. Произведения этого признанного мастера традиционной китайской живописи гохуа широко известны во многих странах, находятся в крупнейших музеях, таких как Лувр, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, в разных отечественных и зарубежных музеях и частных коллекциях, экспонировались во многих российских городах, в том числе и неоднократно в Вологде.
Художник работал в двух жанрах живописи: пейзаже («горы-воды») и натюрморте («цветы-птицы»). Картины его, так же, как и свитки средневековых китайских мастеров, написаны не с натуры, при том, что он тщательно ее изучал. Они символичны, природа воспринималась им, как своего рода гигантский храм, где человек очищается и возвышается духом.
Стремительными, точными ударами кисти он передавал стойкость бамбука, благородство мэйхуа, роскошь пиона. Цзян Шилунь обладал смелым мазком в живописи, так как был хорошим каллиграфом. Написанные им на больших листах бумаги иероглифы исполнены жизненной силы и энергии, передают присущий ему темперамент, выражают его индивидуальность.