В начале 2025 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств с большим успехом прошла выставка заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева (1932-1990) с таким названием. «Deus ex machina» – (лат. «Бог из машины»), это сложившийся во времена античного театра нарративный прием, описывающий чудесное, нарочитое спасение героев. В контексте творчества Александра Васильевича Пантелеева этот термин, с одной стороны, отсылает к основополагающему для самобытного живописного языка художника искусству театра, а с другой – напрямую связан с его программным циклом «Чин непредвидения». Он задуман автором как деисусный ряд, где в роли христианских святых выступают машины и роботы. Эта дерзкая идея – объединить христианский культ и культ машины – во многом определила уникальность фигуры Александра Пантелеева в ряду его современников и до сих пор обеспечивает неугасаемый интерес к его творчеству.
На выставке в Мемориальной мастерской А.В. Пантелеева мы решили также показать картины художника на индустриальную тему, ведь его путь к картинам о роботах – «Чину непредвидения» – пролегал через увлечение с юности промышленными объектами Урала, Башкирии, где Александр Васильевич работал в те годы. После знакомства с произведениями Пикассо, 10 лет напряженно выковывал Пантелеев собственный творческий почерк, много работая в области монументальной живописи. Первой ласточкой стал «Медный рудник» (1959). С этого времени авторский стиль Пантелеева становится его визитной карточкой. Вскоре появляются программные полотна индустриального цикла, живописец становится ведущим мастером этого жанра в СССР.
В 1976 году А.В. Пантелеев переезжает на Русский Север, в Вологду. Художник направляется на гигант индустрии – в Череповецкий металлургический завод. В его задачи входило продолжение работы над индустриальной тематикой.
Но восхищение индустрией не скрыло от проницательного автора оборотную сторону прогресса, уже в 1966 году он начинает писать картины на экологическую тему. Размышляя о трагической сущности ХХ столетия, в 1975 году он создает полотно «Смерть робота», в 1978 – «Распятие машин». Общаясь с вологодскими реставраторами, живописец был захвачен глубоким по символическому значению и пластическому совершенству деисусным чином православного храма. В результате от разрозненных картин о роботах Пантелеев в 1986 году пришел к идее своего деисусного чина, который назвал «Чин непредвидения». Центральным полотном цикла стала картина «Встреча» (Сретение). Она имела связи с действительностью. Начало ее создания относится к марту 1986 года, а в мае произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. В картине путем иносказания, образно было передано то, что взволновало не только Россию, но и весь мир.