«Deus ex machina» - выставка из творческого наследия заслуженного художника РСФСР | Вологодская областная картинная галерея

«Deus ex machina» — выставка из творческого наследия заслуженного художника РСФСР

В начале  2025 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств           с большим успехом прошла выставка заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева (1932-1990) с таким названием. «Deus ex machina» – (лат. «Бог из машины»), это  сложившийся во времена античного театра нарративный прием, описывающий чудесное, нарочитое спасение героев. В контексте творчества Александра Васильевича Пантелеева этот термин, с одной стороны, отсылает к основополагающему для самобытного живописного языка художника искусству театра, а с другой – напрямую связан с его программным циклом «Чин непредвидения». Он задуман автором как деисусный ряд, где в роли христианских святых выступают машины и роботы. Эта дерзкая идея – объединить христианский культ и культ машины – во многом определила уникальность фигуры Александра Пантелеева в ряду его современников и до сих пор обеспечивает неугасаемый интерес к его творчеству.

     На выставке в Мемориальной мастерской А.В. Пантелеева мы решили также показать картины художника на индустриальную тему, ведь его путь к картинам  о роботах – «Чину непредвидения» – пролегал через увлечение с юности промышленными объектами Урала, Башкирии, где Александр Васильевич работал в те годы.  После знакомства с произведениями Пикассо, 10 лет напряженно выковывал Пантелеев собственный творческий почерк, много работая в области монументальной живописи. Первой ласточкой стал «Медный рудник» (1959). С этого времени авторский стиль Пантелеева становится его визитной карточкой. Вскоре появляются программные полотна индустриального цикла, живописец становится ведущим мастером этого жанра в СССР.

        В 1976 году А.В. Пантелеев переезжает на Русский Север, в Вологду. Художник направляется на гигант индустрии – в Череповецкий металлургический завод. В его задачи входило продолжение работы над индустриальной тематикой.

   Но восхищение индустрией не скрыло от проницательного автора оборотную сторону прогресса, уже в 1966 году он начинает писать картины                             на экологическую тему. Размышляя о трагической сущности ХХ столетия,  в 1975 году он создает полотно «Смерть робота»,  в 1978 – «Распятие машин». Общаясь  с вологодскими реставраторами, живописец был захвачен глубоким по символическому значению и пластическому совершенству деисусным чином православного храма. В результате от разрозненных картин о роботах Пантелеев  в 1986 году пришел к идее своего деисусного чина, который назвал «Чин непредвидения». Центральным полотном цикла стала картина «Встреча» (Сретение). Она имела связи с действительностью. Начало ее создания относится к марту 1986 года, а в мае произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. В картине путем иносказания, образно было передано то, что взволновало не только Россию, но и весь мир.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных