Особым жанром портретного искусства в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стал фронтовой портрет. Исполненный с натуры, чаще всего прямо на поле боя, в блиндаже или в палате госпиталя, он был насыщен бытовыми деталями, яркой сиюминутной характеристикой изображенного и потому нес в себе черты неподкупной правды и авторского откровения. Отдельные из этих портретов безымянны, но чаще всего они имеют интересные авторские пометки с указанием фамилии портретируемого и даже места, где тот или иной рисунок был сделан.
Выставка «Фронтовой портрет. Ожившие хроники» охватывает лишь малую часть произведений данной тематики, собранную в фондах Вологодской областной картинной галереи. Но на этом примере можно показать, как работают современные исследователи с подобным художественным материалом, и как военные зарисовки, имевшие первоначально скупые сведения о портретируемых, наполняются реальными фактами и превращаются в полнокровные биографии людей, принесших Освобождение и Победу нашей стране в кровопролитных боях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Авторы этих портретов – художники разных возрастов, разной подготовки и профессионального статуса, но каждый из них стал очевидцем и летописцем подвигов наших соотечественников.
Константин Анатольевич Воробьев (1919-1999), вологжанин, служивший в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте, стал автором большой серии портретов однополчан, выполненных в период 1942-1945 годов. Попавший на фронт в 23 года, он не успел получить профессионального образования – за плечами была лишь студия при Вологодском Товариществе художников. Но это не помешало молодому талантливому автору проявить себя. Он рисовал своих товарищей между боями, в часы отдыха, пишущих письма родным, играющих на гитаре, беседующих друг с другом или доверительно рассказывающих что-то самому художнику. В этих живых, таких разных лицах – и грусть, и усталость, и, конечно же, мечты о будущем, и твердая вера в победу.
К началу Великой Отечественной войны Анна Казимировна Боровская (1901-1983) уже имела серьезное профессиональное образование: окончив сначала Вологодский художественный техникум, а затем и московский ВХУТЕИН, она успешно работала в области книжной иллюстрации. Но война изменила привычную жизнь. Художница обращается к жанру плаката; с 1942 года работает в эвакогоспиталях, объединяя часто обязанности художника и медицинской сестры. В последующие годы Анна Казимировна выезжала в освободившееся от гитлеровцев Подмосковье, в партизанские районы Орловщины. Ее портреты и бытовые зарисовки полны живой конкретики, отмечены яркими характеристиками героев-фронтовиков, среди которых не только бравые мужчины, но и хрупкие женщины, девушки и подростки.
Творчеству признанного классика русского искусства начала ХХ столетия Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) принадлежит редкая серия военных портретных зарисовок, выполненная художником в Московском эвакогоспитале № 290 в 1942 году. Среди изображенных – военные врачи и медсестры, выздоравливающие бойцы разных званий. Но что отличает все эти портреты и что невозможно не заметить – так это особое обаяние всех персонажей. Удивительно простыми средствами (цветными карандашами!) художнику удалось создать просветленные образы людей, овеянные духовной силой и благородством. Созданные портреты Машков представлял там же, на выставках. А в столовой, как вспоминали раненые, по просьбе самого автора были размещены его довоенные картины, напоминающие бойцам о радостной жизни, какой они жили в мирные годы, и которая ждёт их как заслуженная награда после войны.
Виктор Николаевич Вакидин (1911-1991) – еще один выпускник ВХУТЕМАСа, мастер отечественного рисунка, творчество которого в военные годы было обращено к натурному фронтовому портрету. Художник, оставшийся в прифронтовой Москве, рисовал простых бойцов ПВО, большинство из которых были женщины. Нас
не только трогают эти редкие художественные хроники, запечатлевшие уже ушедших от нас людей, «но еще и заставляют по достоинству оценить почти утраченную сегодня высокую культуру бережного, точного и предельно искреннего графического рисования». Именно так характеризовал творческую манеру Вакидина один из его биографов.

«Фронтовой портрет. Ожившие хроники»
30.04.2025 — 11.05.2025
Дом Корбакова