"Фронтовой портрет. Ожившие хроники" | Вологодская областная картинная галерея

«Фронтовой портрет. Ожившие хроники»

30.04.2025 — 11.05.2025

Дом Корбакова

Особым жанром портретного искусства в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стал фронтовой портрет. Исполненный с натуры, чаще всего прямо на поле боя, в блиндаже или в палате госпиталя, он был насыщен бытовыми деталями, яркой сиюминутной характеристикой изображенного и потому нес в себе черты неподкупной правды и авторского откровения. Отдельные из этих портретов безымянны, но чаще всего они имеют интересные авторские пометки с указанием фамилии портретируемого и даже места, где тот или иной рисунок был сделан.
Выставка «Фронтовой портрет. Ожившие хроники» охватывает лишь малую часть произведений данной тематики, собранную в фондах Вологодской областной картинной галереи. Но на этом примере можно показать, как работают современные исследователи с подобным художественным материалом, и как военные зарисовки, имевшие первоначально скупые сведения о портретируемых, наполняются реальными фактами и превращаются в полнокровные биографии людей, принесших Освобождение и Победу нашей стране в кровопролитных боях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Авторы этих портретов – художники разных возрастов, разной подготовки и профессионального статуса, но каждый из них стал очевидцем и летописцем подвигов наших соотечественников.
Константин Анатольевич Воробьев (1919-1999), вологжанин, служивший в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте, стал автором большой серии портретов однополчан, выполненных в период 1942-1945 годов. Попавший на фронт в 23 года, он не успел получить профессионального образования – за плечами была лишь студия при Вологодском Товариществе художников. Но это не помешало молодому талантливому автору проявить себя. Он рисовал своих товарищей между боями, в часы отдыха, пишущих письма родным, играющих на гитаре, беседующих друг с другом или доверительно рассказывающих что-то самому художнику. В этих живых, таких разных лицах – и грусть, и усталость, и, конечно же, мечты о будущем, и твердая вера в победу.
К началу Великой Отечественной войны Анна Казимировна Боровская (1901-1983) уже имела серьезное профессиональное образование: окончив сначала Вологодский художественный техникум, а затем и московский ВХУТЕИН, она успешно работала в области книжной иллюстрации. Но война изменила привычную жизнь. Художница обращается к жанру плаката; с 1942 года работает в эвакогоспиталях, объединяя часто обязанности художника и медицинской сестры. В последующие годы Анна Казимировна выезжала в освободившееся от гитлеровцев Подмосковье, в партизанские районы Орловщины. Ее портреты и бытовые зарисовки полны живой конкретики, отмечены яркими характеристиками героев-фронтовиков, среди которых не только бравые мужчины, но и хрупкие женщины, девушки и подростки.
Творчеству признанного классика русского искусства начала ХХ столетия Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) принадлежит редкая серия военных портретных зарисовок, выполненная художником в Московском эвакогоспитале № 290 в 1942 году. Среди изображенных – военные врачи и медсестры, выздоравливающие бойцы разных званий. Но что отличает все эти портреты и что невозможно не заметить – так это особое обаяние всех персонажей. Удивительно простыми средствами (цветными карандашами!) художнику удалось создать просветленные образы людей, овеянные духовной силой и благородством. Созданные портреты Машков представлял там же, на выставках. А в столовой, как вспоминали раненые, по просьбе самого автора были размещены его довоенные картины, напоминающие бойцам о радостной жизни, какой они жили в мирные годы, и которая ждёт их как заслуженная награда после войны.
Виктор Николаевич Вакидин (1911-1991) – еще один выпускник ВХУТЕМАСа, мастер отечественного рисунка, творчество которого в военные годы было обращено к натурному фронтовому портрету. Художник, оставшийся в прифронтовой Москве, рисовал простых бойцов ПВО, большинство из которых были женщины. Нас
не только трогают эти редкие художественные хроники, запечатлевшие уже ушедших от нас людей, «но еще и заставляют по достоинству оценить почти утраченную сегодня высокую культуру бережного, точного и предельно искреннего графического рисования». Именно так характеризовал творческую манеру Вакидина один из его биографов.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных