Не вызывает сомнения тот факт, что Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов была достигнута благодаря героизму и беспрецедентному патриотизму советского народа. Как же удалось людям пронести дух стойкости и мужества через тяжелейшие годы войны, несмотря на голод, смерти и лишения? Огромную моральную поддержку оказывало искусство, транслирующее уверенность в скорейшем разгроме врага через радиовещание, музыку, графические изображения. И первыми в этот список можно поставить художников-плакатистов.
Еще до войны советские плакаты рисовали образ идеального гражданина. Они порицали пьянство и лень, иногда с юмором, иногда довольно серьезно, изображали радость труда на благо и процветание родной страны. На плакатах периода Великой Отечественной войны характер изображений резко поменялся. Пропали яркие краски и жизнерадостные лица. На большинстве известных плакатов много темных и кроваво-красных оттенков, лиц со сдвинутыми бровями, напуганных детей и громких лозунгов. На передний план вышел образ советского воина. Военные плакаты призывали записываться добровольцами на фронт, не жалеть ничего для передовой, вести трудовую деятельность, веря в Великую Победу. Главный посыл плакатов на протяжении всей войны – победить фашизм, уничтожить врага любой ценой. Лозунги часто были суровы и не щадили врага, некоторые из них высмеивали немецкую армию и ее обезумевших предводителей.
Очевидцы военных событий рассказывают, что решительность лозунгов и красочность изображений помогали поддерживать боевой дух солдат на фронте и среди работников тыла, трудившихся до полного изнеможения.
Пожалуй самый популярный, динамичный и решительный мотив начала войны – «В атаку». Подобные плакаты изображали военных разных специальностей и родов войск, стремящиеся к победе. Кроме того художники часто обращались к историческим примерам, вспоминали великих русских полководцев – Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Важно было показать на материале исторических хроник, что народ уже не единожды сталкивался с сильным врагом и побеждал его. Значит, новый враг также будет повержен. Не забывали авторы плакатов Великой Отечественной войны и бойцов тыла, прославляющих рабочих оборонных предприятий.
Коллекция военного плаката 1941–1945 годов, авторы которой входили в знаменитый ленинградский коллектив, получивший название «Боевой карандаш», была собрана Петром Евгеньевичем Корниловым, искусствоведом, жителем блокадного Ленинграда, который в годы войны совместно с художниками участвовал в процессе подготовки и выпуска этой специальной печатной продукции. Вологодская областная картинная галерея получила в фонды эту коллекцию благодаря дружеским отношениям с семьей собирателя.