С 12 марта по 12 июня в Шаламовском доме работает художественная выставка «Церемонии,забавы, праздники в России».
На тематической художественной выставке в Шаламовском доме экспонируются произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы эпохи из фондов ВОКГ и ВГИАХМЗ, дающие представление о ряде торжественных церемониалов и об основных праздниках в России в XVIII – XXI веках. С древнейших времен каждый важный шаг в жизни государственных правителей подчеркивался церемониалом, чтобы как можно ярче продемонстрировать их значимость. Церемонии являлись важной составной частью образа великой монархии и имели большое воспитательное значение. Как правило, они не только оставались в памяти современников, но и запечатлевались известными художниками. Одним из них был А. Ф. Зубов (1683 –1651), чья масштабная, мастерски исполненная гравюра «Свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны в Зимнем дворце Петра I» (1712), открывает экспозицию. Пышная коронационная процессия изображена в гравюре И. А. Соколова (1717 – 1757), входящей в альбом «Описание коронации Императрицы Елизаветы Петровны» (1745), изданный в память о торжествах мастерами Гравировальной палаты Академии наук. Коронационные торжества приобрели со времен Петра Великого характер всенародного праздника: устраивались увеселения и выставлялось угощение для простого народа.
Для усиления праздничного характера публичных торжеств и в целях политической пропаганды широко применялись фейерверки и иллюминации. Они имели большой зрелищный эффект и были доступны самому широкому кругу зрителей. Устройство их было теснейшим образом связано с развитием художественной культуры. Созданию специальных фейерверочных декораций, подцвеченных живописных панно-транспарантов и других видов праздничного оформления придавалось исключительно большое значение, ими занимались лучшие художники и архитекторы. К разработке проектов привлекались крупнейшие деятели культуры, в том числе и М. В. Ломоносов. Так, он был автором проекта фейерверка и иллюминации на 1 января 1754 года в Москве, изображенных на одноименной гравюре (1753) мастеров Гравировальной палаты Академии наук под руководством И. А. Соколова. «Огненные забавы» чрезвычайно характерны для того времени, хотя их продолжали устраивать и позже, но в русской культуре век фейерверков, без сомнения, – XVIII столетие.
Праздники самого разного характера и приготовления к ним – наступление Нового года, Рождество, Пасху и многие другие – любили изображать художники нашей страны всех эпох и разных творческих направлений. Созданные на эти сюжеты произведения, как правило, отличаются большей эмоциональностью и свободой изображения жизненных ситуаций.
В русских праздниках, хранящих воспоминания о тысячелетней старине, подчас соединялись христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и мирское, свое и иноземное. Дореволюционная Россия была страной преимущественно аграрной и жила по сельскохозяйственному календарю, наложенному на календарь православный, что оказывало влияние и на государственную, и на частную жизнь. Этот уклад, имевший глубокий духовный и практический смысл, способствовал созданию сильного государства и его великой культуры.
Любой праздник в России издревле сопровождался застольем. Особой пышностью отличались церемониальные трапезы, в особенности, во время коронационных торжеств, к оформлению которых нередко привлекались известные художники. Декоративностью, богатством орнаментальных мотивов, утонченностью колорита отличается «Меню обеда в честь венчания на царство Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны» (1896), выполненное В. М. Васнецовым (1848 – 1926). На культуре праздничного застолья в полной мере сказались особенности русского характера – стремление к широте, расточительности и искреннее, подчас безудержное веселье.
Балы, а позднее и маскарады в XVIII – начале XX века были одним из самых любимых увеселений сначала знати, а затем и более широких слоев общества. «И блеск, и шум, и говор балов» служили источником вдохновения для литераторов и художников. Участие последних в оформлении великосветских балов и маскарадов было обычным явлением со второй половины XIX века. Исключительным успехом пользовались благотворительные петербургские балы, проводившиеся с начала 1860-х учащимися Академии художеств. «Это были праздники совершенно необыкновенные, блестящие, каких до сих пор у нас не бывало», – писал В. В. Стасов. Созданные для них афиши и пригласительные билеты отличались большим вкусом и выдумкой, о чем свидетельствуют «Почетный пригласительный билет на Бал художников» (1899) и «Бал-сказка. Афиша к костюмированному Балу художников» (1901) Н. Н. Герардова (1873 – 1919). Следует отметить, что любовь к балам-маскарадам сохранилась и в советское время, что нашло отражение в показанных на выставке выразительных графических листах И. Г. Коровай (род. 1935) «Приготовление к маскараду» (1969) и Н. И. Корниловой (род. 1952) «Маскарад» (1981), передающих радостное настроение молодежи.
Большой популярностью у разных слоев населения и в столице, и в провинции пользовался театр, в экспозиции показаны эскизы театральных костюмов, а также афиши и программы театральных постановок начала ХХ века в нашем городе.
Интерес к народной жизни, к ее наиболее типичным, ярким сторонам отразился в творчестве многих известных мастеров искусства, например, в картине С. В. Герасимова (1885 – 1964) «Ярмарка» (1910) с ее динамичным мазком и насыщенным, звучным, радостным колоритом, в красочном оформлении «Календаря 1922 года» (1922) Б. М. Кустодиева (1878 – 1927) с живыми, задорными уличными сценками.
Советская эпоха породила новый для России тип праздников. Революционная власть, задавшись целью создать «новую историческую общность – советский народ», поначалу отменила не только религиозные праздники, но даже и Новый год. В советских праздниках религиозные чувства и традиции облеклись в иные идеологические и информационные формы. В демонстрациях и парадах, прежде всего, на 7 ноября и 1 мая, нередко изображавшихся художниками, как бы соединились масленичная карнавальность с ее воздушными шарами и религиозность крестного хода с его иконами и хоругвями, а лики Христа и Богородицы попросту на время заменились портретами коммунистических вождей.
Только после Великой Отечественной войны произошли существенные изменения. Вернулся Новый год: праздничным днем в 1947 году было объявлено 1 января. Стали возрождаться церковные приходы и монастыри, сняли запрет на религиозные праздники, хотя они и не стали государственными, за исключением Рождества Христова (с 1991).
Однако, в сельской глубинке издавна сохранялись традиции проведения религиозных, в особенности, местночтимых праздников в виде народных гуляний. Такой праздник еще застал в свои детские годы в родной тотемской деревне вологодский живописец Г. И. Попов (род. 1939) и впоследствии запечатлел в одной из лучших своих картин «Девятая» (1980). По воспоминаниям художника, он отмечался в девятую пятницу после Пасхи: «многоцветно – яркое по красоте и разнообразию нарядов, многоголосо-шумное по обилию гармонистов, это многолюдное народное гуляние проходило на лугу у церкви». Важным событием ряда религиозных праздников был крестный ход, который воплощал единство в вере всех православных россиян независимо от социального и имущественного положения. Эта тема, занимавшая русских художников-реалистов со второй половины XIX века, решавших задачу создания «хоровой картины», интересна и современным живописцам. В масштабном полотне великоустюгского художника Б.А. Студенцова (род. 1960) «Крестный ход» (2005) показано духовное единение и молитвенная сосредоточенность многочисленных паломников во время торжественного ежегодного празднования чудесного явления Смоленской иконы Богоматери в XVII веке на погосте Туровец Архангельской области. Представленные на выставке дополняющие живопись и графику предметы эпохи, изделия из фарфора, художественные лаки, игрушки обогащают ее тематику, придают ей особый, радостный колорит. Выставка, позволяющая проследить развитие праздничной темы в отечественном искусстве, напоминает нам о ее непреходящей значимости и актуальности, так как именно праздники, а также сопровождаюшие их обряды и обычаи и сегодня исполняют роль главных хранителей духовного единства народа.