ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "ДИЛАКТОРСКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1859-1915) И РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ НАЧАЛА ХХ ВЕКА" | Вологодская областная картинная галерея

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДИЛАКТОРСКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1859-1915) И РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

15.09.2015 — 08.10.2015

Дом Корбакова

Сергей Дилакторский — новое имя в культуре Вологды.  Сергей Александрович Дилакторский (1 сентября 1859 — 6  июня  1915). Открыто новое имя в культуре Вологды конца XIX – начала XX века –  Сергей Александрович Дилакторский. Интерес к его имени возник  с момента появления в коллекции галереи четырех акварельных рисунков, подписанных фамилией – «С. Дилакторский» или просто  «г. Дилакторский».  
 Сергей Дилакторский родился в Вологде 1 сентября 1859 года. Его отец – Дилакторский Александр Степанович. Род. 19 ноября 1828 года, сын священника, обучался в Вологодской духовной семинарии, из которой был уволен в 1845 году. Имел жену – Юлию Всеволодовну и пятерых детей, четырех дочерей:  Аделаиду (25 сентября 1857 года), Екатерину (7 октября 1861 года), Лидию (22 марта 1864 года), Юлию (26 января 1874 года) и сына Сергея, который был в семье вторым по рождению ребенком. С 1870 по 1876 годы мальчик посещал Вологодское уездное училище, где хорошие отметки получал только за чистописание, рисование и черчение, остальные предметы, особенно арифметика и русский язык давались ему с трудом. В 1879 году Сергей подал прошение о поступлении в Императорскую Академию художеств, но экзамены по общеобразовательным предметам не выдержал. Ввиду положительных отзывов о рисунках поступающего, руководство Академии предложило ему стать вольноприходящим учеником  на отделении живописи. С 1879 по 1880 год Сергей Дилакторский начал свое обучение, но с 1880 по 1882 годы ему пришлось отбывать воинскую повинность. Затем снова пытается поступить в ИАХ на «казенное» отделение, правда на экзамен опять не пришел. Так или иначе, но посещение вечерних классов Академии Дилакторский продолжал только до 1886 года. После этого, наконец, окончательно принял решение – начать самостоятельную работу, пусть и без документов, полученных от Академии. Основной темой его акварелей стали сюжеты, близкие охотничьим сценам. Художник много работал в Ялте, Гурзуфе, других местах Южного берега Крыма. Работы С.Дилакторского, чаще всего небольшие, в размер почтовой открытки, имели успех у отдыхающей публики. Есть сведения, что пейзажные виды художника приобретали Ф.А.Шаляпин, А.П.Чехов, А.М.Горький. Существуют данные, что он был вхож в окружение служащих великокняжеских семей в период их крымского отдыха. Как и другие приезжавшие на побережье лица, они порой покупали его небольшие акварельные работы для использования в почтовой корреспонденции.  С 1904 года он нерегулярно экспонировал свои работы  на столичных выставках, а в 1912 – был экспонентом  7-й Осенней выставке в Санкт-Петербурге. Как выяснилось  из вологодских архивных документов, никаких братьев у Сергея Дилакторского не было, и в Вологду он уже не возвращался, разве что изредка приезжал туда  для встреч с семьей. После 1886 года его жизнь была полностью связана с Петербургом и летними поездками на юг России.
Интереснейшие сведения о дальнейшей судьбе художника находим в Интернете. В Петербурге он снимает квартиру  на улице Съезжинской в доме № 38. А в 1913 приобретает недвижимость (дом или дачу) в поселке Келломяки (современном Комарове), что в  40 километрах к северо-западу от  Петербурга на верхней террасе Финского залива. В списке домовладельцев поселка Келломяки (с номерами участков по карте 1913 г.) недвижимость  С.А. Дилакторского значится под  № 457(6). История поселка  Комарово насчитывает немногим более 100 лет. До семидесятых годов XIX века жизнь тихих поселков Карельского перешейка проходила однообразно и незаметно. Росту популярности одних и забвению других способствовало строительство железной дороги. 11 сентября 1870 года гудок паровоза нарушил тишину этих мест. Началось регулярное движение между Петербургом и Выборгом. Поезда шли и дальше через Рихимяки на Гельсингфорс. Петербургские жители принялись быстро осваивать живительные и удобные для отдыха берега Финского залива. К началу ХХ века здесь сформировалось довольно крупное поселение, и в 1901 году  при нем была устроена платформа, через год получившая статус  станции. Первоначально поселок получил название Келломяки, что в переводе с финского означает «Колокольная горка». По легенде здесь находился колокол, звук которого собирал на обед рабочих, строивших станцию. Но пожить долго в этих местах художнику было не суждено. 19 апреля 1915 года от паралича сердца скончалась его жена, Анна Тимофеевна (видимо по причине нездоровья жены Дилакторские и переехали загород), а некоторое время спустя, то есть  6 июня того же года умирает и он сам в возрасте 56 лет.
Ну а теперь проанализируем работы  С.А.Дилакторского, находящиеся в собрании Вологодской картинной галерее. О двух акварелях упоминалось в этом сообщение ранее: «Пейзаж с домиком» (инв. № 8490-Г ВОКГ) и «На краю деревни» (инв. № 8488-Г ВОКГ).  Первую из работ можно отнести к более раннему периоду творчества Дилакторского, т.е. к 1890-м годам. Об этом говорят обобщенная трактовка изображенного мотива, взятая скорее из головы, нежели с натуры, наивность композиционного и образного решения. Вторая акварель уже ближе к натурным мотивам, напоминающим природу  загородных районов Петербурга — Финский залив и окружающие его территории Карельского перешейка в то время малозаселенных и бедных. А вот две следующие работы прямо говорят о том, что написаны они в Келломяки, природа которого включает в себя и  большой сосновый массив, защищающую эту местность от морских ветров и живописный вид, открывающийся на взморье. Вблизи поселка среди холмов, покрытых лесом, находилось озеро Щучье.  Один из таких мотивов – край соснового бора с тающим снегом, можно увидеть в акварели «Пейзаж с соснами» (инв. № 8489-Г), другой «Летний пейзаж» (инв. № 8487-Г) – открывается вид на уголок Финского залива с луной, отражающейся в воде и парусниками, спешащими к берегу. Эти работы, конечно же, связаны с природой, окружающей Келломяки, и которые можно датировать 1913-1915 годами. Таким образом, коллекция ВОКГ обладает четырьмя акварелями художника, которые были созданы в Петербурге и его окрестностях, и характеризуют (в большей мере) творчество художника последних лет его жизни.
                                                             

СОСНИНА Л.Г,, искусствовед   

ДЬЯКОНИЦЫНА Н.М., старший научный сотрудник Научного архива Вологодской областной картинной галереи

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных