Новая выставка в Музейно-творческом центре «Дом Корбакова» «Из истории собирательства Вологодской областной картинной галереи» – новый проект, посвященный 65-летию открытия первой постоянной экспозиции. Но это не значит, что зритель увидит только произведения, собранные к 1954 году. На выставке представлены редко экспонируемые произведения русской живописи, скульптуры, графики XIX – XX веков, собранные галереей за почти семидесятилетнюю историю.
Формирование фонда произведений ВОКГ происходило в трудных условиях, ведь на момент открытия учреждения 1 июля 1952 года в нем не было ни единого экспоната. Поэтому первый и многие последующие годы сотрудниками велась переписка с ведущими музеями страны, Министерствами культуры СССР и РСФСР, коллекционерами и художниками о передаче в галерею произведений.
Начало коллекции положили картины вологодских художников 1940 – 50 годов, переданные по распоряжению отдела по делам искусств Вологодского облисполкома из вологодского товарищества «Художник» (позже Художественный фонд). Важнейшая роль в становлении и развитии ВОКГ принадлежит коллекционерам и художникам, дарившим как отдельные произведения, так и большие коллекции. Первыми дарами стали гравюры ленинградского графика П. П. Белоусова. Нельзя переоценить значение в истории ВОКГ искусствоведа, коллекционера, сотрудника Русского музея П. Е. Корнилова, передававшего в течение многих лет живопись, графику, скульптуру, книги из своего собрания, оказывавшего методическую помощь. Существенный вклад внес и А. Ф. Протопопов (Москва), подаривший в родной город большую коллекцию дореволюционной живописи. Обаяние женских образов прошедших времен ощущается в портрете «Боярышня» неизвестного художника второй половины XIX века и «Женском портрете в зеленом покрывале» Ф. П. Чумакова конца XIX века из его собрания. Вскоре начинают поступать произведения из Вологодского областного краеведческого музея (сегодня Вологодский музей-заповедник), собранные Северным кружком любителей изящных искусств и произведения из Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, распределенные в Вологду в 1920 – 30 годах. На выставке представлено 13 работ. Большие поступления пришли из Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева (С. А. Коровин. Этюд к картине «На миру») и Горьковского (ныне Нижегородского) художественного музея. Гармония старинных классицистических ландшафтов с могучими деревьями, словно кружевной кроной осеняющими пространство с озером и скалой вдали в «Пейзаже с прудом. Кавказ» Г. П. Кондратенко второй половины XIX века, несомненно, заворожит посетителя. Не столь многочисленные, но ценные экспонаты поступили из хранилищ Третьяковской галереи и Русского музея.
Регулярно происходило пополнение фондов из Министерства культуры РСФСР (на выставке более 40 произведений). Трепетность жизни на природе, деревенские мотивы с лошадками в этюдах члена «Союза русских художников» Л. В. Туржанского не оставляют равнодушными. Захватывает мир красочного изобилия в натюрморте армянской художницы М. А. Асламазян «Японская хурма и кактусы». Погрузиться в атмосферу давно минувших дней можно возле картины народного художника СССР Ю. П. Кугача «Городская улица в XVII» 1947 года.
Бывали и курьезные случаи. Так известна история о передаче в галерею большого полотна Н. И. Крюкова, председателя Вологодского отделения Союза художников СССР «Вологодские кружевницы». Картина была закуплена государством специально для вологодской галереи, но ее незаконно продали в московский кинотеатр на Арбате. После письма заместителю министра культуры РСФСР полотно было передано в Вологду и заняло центральное место в экспозиции советского искусства.
Частой была практика закупки произведений с выставок, проходящих в галерее (Н. И. Андронов, Н. И. Кормашов), из мастерских художников (В. И. Иванов, В. Г. Вейсберг, Э. Г. Браговский). Работа велась и с наследниками ушедших мастеров, вдовами. Особенно плодотворно было общение с вдовой выдающегося живописца, члена объединения «Бубновый валет» Р. Р. Фалька А. В. Щекин-Кротовой. В результате в галерею поступило три живописных произведения этого мастера. Поэтический и одновременно активный образ был создан им в портрете художницы-керамистки Л. С. Орловой.
Но это лишь малая часть того, что можно увидеть на выставке, состоящей из более 200 произведений, где экспонируются редкие, выдающиеся произведения русских, советских и российских живописцев, графиков, скульпторов. Выставка «Из истории собирательства Вологодской областной картинной галереи» является уникальным проектом, раскрывающим яркие страницы из летописи картинной галереи.
Заместитель директора БУК ВО «ВОКГ» по науке, кандидат искусствоведения И. Б. Балашова