«Живопись оформляет осознанное счастье видеть красоту жизни».
К.Ф. Юон
Личность Константина Федоровича Юона (1875–1958) до конца жизни связывала поколения русских художников единством системности противоречивых творческих течений и направлений в изобразительном искусстве начала ХХ века. Ученик Константина Савицкого, Абрама Архипова и Николая Касаткина, товарищ Валентина Серова и в то же время первый наставник монументалиста Веры Мухиной и столпа советского модерна Роберта Фалька. Он был живописцем, графиком, театральным художником, теоретиком искусства и педагогом. Вся его жизнь и творческая деятельность была связана с Москвой. Он писал жанровые и тематические полотна, портреты своих современников, но главным образом работал как пейзажист. Любил писать пейзажи провинциальных русских городов, его вдохновляли живописная природа и красочные народные костюмы.
Нередко Юон изображал Троице-Сергиеву лавру – архитектурный комплекс разных стилей и эпох: храмы, башни, стены и палаты. Он с удовольствием работал зимой, писал с натуры холмы древнего русского города, примером этому пейзаж «Зима (Черные березы). Сергиев Посад» (1921). Простой и в то же время очень выразительный мотив, в котором чувствуется и легкий морозец, и слышится поскрипывание снега под полозьями саней.
Лауреат многочисленных премий, наград и званий жил в ногу со временем, принимая активное участие во всех переменах в стране и запечатлевая ее лицо и лица ее людей. На протяжении полувека, при малейшей возможности, мастер на какое-то время оставлял летописание и приезжал в подмосковную деревню Лигачево, чтобы снова и снова окунуться в мир русской природы. Немало прекрасных работ им было написано в любимом местечке и его окрестностях. В том числе представленный в экспозиции пейзаж «Зимний вечер» (1933) предположительно был создан там, где Юон построил дом-мастерскую и плодотворно работал, и где до сих пор живут его потомки.
На выставке представлен небольшой карандашный портрет К.Ф. Юона (1949), выполненный Владимиром Николаевичем Корбаковым (1922–2013) в период учебы в Московском художественном училище инвалидов Великой Отечественной войны.
В 1903 году Константин Юон вместе со своим педагогом Абрамом Архиповым, «мирискусниками» Игорем Грабарем и Аркадием Рыловым выступили инициаторами создания «Союза русских художников», одного из самых крупных творческих объединений начала ХХ века. Лицо «Союза» определили преимущественно московские живописцы передвижнического направления, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, наследники Алексея Саврасова, ученики Валентина Серова и Константина Коровина. В экспозиции представлены этюды: бытописателя простого народа – Абрама Ефимовича Архипова (1862–1930) («Сидящая крестьянка», 1910-е), основоположника советской пейзажной школы – Мануила Христофоровича Аладжалова (1862–1934) («Река в лесу», 1880-е; «Мальвы», 1880-е); а также небольшая работа тончайшего лирика-пейзажиста – Василия Николаевича Бакшеева (1862–1958) («Березовая аллея», 1937). Живопись одного из наиболее известных московских художников Серебряного века –Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) представлена картиной «Бахчисарай» (1898) и эскизом декорации к балету А.К. Глазунова «Раймонда» (1908).
Среди художников занимавшихся организационными делами творческого объединения, был Василий Васильевич Переплетчиков (1863–1918). Известность ему принесли лиричные пейзажи северной природы. С 1902 года он регулярно посещал Архангельскую и Вологодскую губернию. Во время одного из таких путешествий он запечатлел необычайно красивую и полноводную реку Северную Двину (1909).
Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России – один из основных жанров художников «Союза», в котором своеобразно выразил себя «русский импрессионизм» с его преимущественно сельскими мотивами. Прекрасный пример тому пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), с их лирическим настроением, тончайшими живописными нюансами, отражающими мгновенные изменения в подлинной природе («Березовая балка в клевере (Березовое кольцо)», 1917). Основоположник мемориального пейзажа – Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872–1957) продолжал развивать в своем творчестве традиции русского лирического пейзажа. Обращает внимание его работа «Михайловское. Домик няни Пушкина Арины Родионовны» (1936).
Трепетность жизни на природе, деревенские мотивы с лошадками в этюдах члена «Союза русских художников» Леонарда Викторовича Туржанского (1875–1945) не оставляют равнодушными («Пейзаж с лошадками», 1910-е). Сцены деревенской жизни свежо и непосредственно представлены в небольших по размерам полотнах Алексея Степановича Степанова (1858–1923) («Коровы», 1880-е).
Отличительная черта живописцев объединения – обладание повышенным декоративным чувством цвета, что можно видеть в работах Филиппа Андреевича Малявина (1869–1940) «Крестьянин. Портрет Малявина Андрея Ивановича, отца художника» (1888) и «Баба» (1899). Среди участников «Союза» были художники, близкие ему самой темой творчества, как мастер соцреализма – Терпсихоров Николай Борисович (1890–1960), ученик Константина Федоровича Юона («Сапожники», 1923–1924; «Изба Вологодской губернии», 1925).
Полотна известного советского пейзажиста, графика и педагога – Аркадия Александровича Рылова (1870–1939) наполнены романтизмом и глубиной. На протяжении всей жизни он стремился к историческим пейзажным полотнам «большого стиля», о чем свидетельствует представленная на выставке работа «Сверхмощный паровоз ФД (Феликс Дзержинский)» (1935).
В целом представители круга так называемых «русских импрессионистов» тяготели не только к пленэрному этюду, но и к монументальным формам. Просуществовав до 1923 года, творческое объединение художников, с его твердыми реалистическими основами, сыграло значительную роль в отечественном изобразительном искусстве и имело воздействие на формирование советской живописной школы.