КОНСТАНТИН ЮОН И МАСТЕРА ЕГО КРУГА. К 150-летию со дня рождения художника | Вологодская областная картинная галерея

КОНСТАНТИН ЮОН И МАСТЕРА ЕГО КРУГА. К 150-летию со дня рождения художника

 «Живопись оформляет осознанное счастье видеть красоту жизни».

К.Ф. Юон

 

Личность Константина Федоровича Юона (1875–1958) до конца жизни связывала поколения русских художников единством системности противоречивых творческих течений и направлений в изобразительном искусстве начала ХХ века. Ученик Константина Савицкого, Абрама Архипова и Николая Касаткина, товарищ Валентина Серова и в то же время первый наставник монументалиста Веры Мухиной и столпа советского модерна Роберта Фалька. Он был живописцем, графиком, театральным художником, теоретиком искусства и педагогом. Вся его жизнь и творческая деятельность была связана с Москвой. Он писал жанровые и тематические полотна, портреты своих современников, но главным образом работал как пейзажист. Любил писать пейзажи провинциальных русских городов, его вдохновляли живописная природа и красочные народные костюмы.  

Нередко Юон изображал Троице-Сергиеву лавру – архитектурный комплекс  разных стилей и эпох: храмы, башни, стены и палаты.  Он с удовольствием работал зимой, писал с натуры холмы древнего русского города, примером этому пейзаж «Зима (Черные березы). Сергиев Посад» (1921). Простой и в то же время очень выразительный мотив, в котором чувствуется и легкий морозец, и слышится поскрипывание снега под полозьями саней.

Лауреат многочисленных премий, наград и званий жил в ногу со временем, принимая активное участие во всех переменах в стране и запечатлевая ее лицо и лица ее людей. На протяжении полувека, при малейшей возможности, мастер на какое-то время оставлял летописание и приезжал в подмосковную деревню Лигачево, чтобы снова и снова окунуться в мир русской природы. Немало прекрасных работ им было написано в любимом местечке и его окрестностях. В том числе представленный в экспозиции пейзаж «Зимний вечер» (1933) предположительно был создан там, где Юон построил дом-мастерскую и плодотворно работал, и где до сих пор живут его потомки.  

На выставке представлен небольшой карандашный портрет К.Ф. Юона (1949), выполненный Владимиром Николаевичем Корбаковым (1922–2013) в период учебы в Московском художественном училище инвалидов Великой Отечественной войны.

В 1903 году Константин Юон вместе со своим педагогом Абрамом Архиповым, «мирискусниками» Игорем Грабарем   и Аркадием Рыловым выступили  инициаторами создания «Союза русских художников», одного из самых крупных творческих объединений начала ХХ века. Лицо «Союза» определили преимущественно московские живописцы передвижнического направления, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, наследники Алексея Саврасова, ученики Валентина Серова и Константина Коровина. В экспозиции представлены этюды: бытописателя простого народа – Абрама Ефимовича Архипова (1862–1930) («Сидящая крестьянка», 1910-е), основоположника советской пейзажной школы – Мануила Христофоровича Аладжалова (1862–1934) («Река в лесу», 1880-е; «Мальвы», 1880-е); а также небольшая работа тончайшего лирика-пейзажиста – Василия Николаевича Бакшеева (1862–1958) («Березовая аллея», 1937). Живопись одного из наиболее известных московских художников Серебряного века –Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) представлена картиной «Бахчисарай» (1898) и эскизом декорации к балету А.К. Глазунова «Раймонда» (1908).

Среди художников занимавшихся организационными делами творческого объединения, был Василий Васильевич Переплетчиков (1863–1918). Известность ему принесли лиричные пейзажи северной природы. С 1902 года он регулярно посещал Архангельскую и Вологодскую губернию. Во время одного из таких путешествий он запечатлел необычайно красивую и полноводную реку Северную Двину (1909).

Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России – один из основных жанров художников «Союза», в котором своеобразно выразил себя «русский импрессионизм» с его преимущественно сельскими мотивами. Прекрасный пример тому пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), с их лирическим настроением, тончайшими живописными нюансами, отражающими мгновенные изменения в подлинной природе («Березовая балка в клевере (Березовое кольцо)», 1917). Основоположник мемориального пейзажа – Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872–1957) продолжал развивать в своем творчестве традиции русского лирического пейзажа. Обращает внимание его работа «Михайловское. Домик няни Пушкина Арины Родионовны» (1936).

 Трепетность жизни на природе, деревенские мотивы с лошадками в этюдах члена «Союза русских художников» Леонарда Викторовича Туржанского (1875–1945) не оставляют равнодушными («Пейзаж с лошадками», 1910-е). Сцены деревенской жизни свежо и непосредственно представлены в небольших по размерам полотнах Алексея Степановича Степанова (1858–1923) («Коровы», 1880-е).

Отличительная черта живописцев объединения – обладание повышенным декоративным чувством цвета, что можно видеть в работах Филиппа Андреевича Малявина (1869–1940) «Крестьянин. Портрет Малявина Андрея Ивановича, отца художника» (1888) и «Баба» (1899). Среди участников «Союза» были художники, близкие ему самой темой творчества, как мастер соцреализма – Терпсихоров Николай Борисович (1890–1960), ученик Константина Федоровича Юона («Сапожники», 1923–1924; «Изба Вологодской губернии», 1925).

Полотна известного советского пейзажиста, графика и педагога – Аркадия Александровича Рылова (1870–1939)  наполнены романтизмом и глубиной. На протяжении всей жизни он стремился к историческим пейзажным полотнам «большого стиля», о чем свидетельствует представленная на выставке работа «Сверхмощный паровоз ФД (Феликс Дзержинский)» (1935).

В целом представители круга так называемых «русских импрессионистов» тяготели не только к пленэрному этюду, но и к монументальным формам. Просуществовав до 1923 года, творческое объединение художников, с его твердыми реалистическими основами, сыграло значительную роль в отечественном изобразительном искусстве и имело воздействие на формирование советской живописной школы.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных