Добрая весть, коли говорят: «Пора есть!»
Еда на протяжении веков была и остается неотъемлемой частью жизни человека. Она, занимая центральное место в культуре и повседневной жизни людей, не только удовлетворяет их потребность в питании, но и играет важную роль в их взаимодействии и совместном досуге. Художники, изображающие еду в своих работах, вкладывают в различные предметы особый смысл. Он обусловлен религиозными верованиями, правилами светской жизни, даже историческим положением страны. Предметы еды в произведениях художников средневековья часто несли в себе религиозную символику. Изображением обильного застолья они иллюстрировали жадность, неумеренность, склонность к искушениям. Так, яблоки могли символизировать запретный плод, который был съеден Евой в Эдемском саду; гранаты обычно связывались с богиней плодородия; а виноград ассоциировался с Вакхом и рассматривался как греховное удовольствие.
Еда, представляя собой элемент досуга, отражает культурные и социальные процессы, происходившие в обществе. Так, сюжеты с изображением банкетных сцен и праздничных застолий раскрывают значение еды как средства общественного взаимодействия, проявления традиций и совместного бытования. В контексте повседневной жизни и богатых, и бедных слоев общества еда всегда была показателем социального статуса. Произведения искусства XVIII–XIX веков показывают, что простая еда может быть как символом достатка, так и отражением нищеты. Образы еды в искусстве представляют собой многогранную палитру значений от религиозной символики до социальных комментариев. Показывая еду, художники используют разные жанры: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовую и историческую картины.
Тема еды популярна и в современном изобразительном искусстве нашей страны. Так, в советской культуре 1920–1930-х годов она стала стилистическим и действенным приёмом пропаганды и трактовалась как основной показатель благополучия жизни нового социалистического общества. У отечественных авторов второй половины ХХ века изображение еды получает уже более широкое социальное и историко-национальное звучание. Особенно это отражается в работах, посвященных традиционным устоям жизни того или иного народа, этноса. Примеры тому можно увидеть в отечественном жанре натюрморта с изображением самоваров и чаепитий, которые с начала ХХ века символизировали домашний уют, гостеприимство и подчеркивали национальную идентичность. Современные картины, посвященные еде, исполненные в разной стилистике и разном временном и жанровом диапазоне, могут наполняться более сложными и глубокими смыслами.
Выставка «Кушать подано» объединила произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из музейных коллекций: Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Череповецкого музейного объединения.
Художественно-тематический проект раскрывает три важные темы российской гастрономической культуры: ХЛЕБ, как ее центрообразующий элемент; ЗАСТОЛЬЕ, как праздничное восприятие жизни человека; и ЧАЕПИТИЕ, как повседневная, душевно-открытая сторона нашего бытия. Есть среди произведений выставки работы, в которых можно увидеть исторические аспекты раскрытия темы; живописные холсты и графические листы на тему охоты, рыбалки, сбора грибов и ягод – любимого времяпровождения современного человека, являющегося сегодня не столько насущной потребностью накормить себя и близких, сколько процессом, вносящим в жизнь радость и удовольствие.
В экспозиции зрителя встретят лучшие работы ведущих вологодских живописцев и графиков; произведения художников современных вологодских промыслов и известных российских мастеров прикладного искусства: хохломской и жостовской росписи, гжельского фаянса и дулёвского фарфора.
Куратор выставки —
Соснина Любовь Георгиевна, главный хранитель БУК ВО «ВОКГ», заслуженный работник культуры Российской Федерации