МЕЖМУЗЕЙНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "И.К. АЙВАЗОВСКИЙ И РУССКИЙ МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ". ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЙ МУЗЕЕВ ВОЛОГДЫ, ИВАНОВО, КОСТРОМЫ,РЫБИНСКА, ЯРОСЛАВЛЯ, ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ | Вологодская областная картинная галерея

МЕЖМУЗЕЙНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «И.К. АЙВАЗОВСКИЙ И РУССКИЙ МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ». ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЙ МУЗЕЕВ ВОЛОГДЫ, ИВАНОВО, КОСТРОМЫ,РЫБИНСКА, ЯРОСЛАВЛЯ, ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

26.12.2014 — 01.03.2015

Шаламовский дом

26 декабря в 17-00 в Шаламовском доме откроется межмузейная художественная выставка «И.К. Айвазовский и русский морской пейзаж». Живопись,графика,произведения декоративно-прикладного искусства из собраний музеев Вологды, Иваново, Костромы, Рыбинска, Ярославля, частных коллекций. Представленные на выставке полотна великого мастера отличаются разнообразием переданных в них состояний моря: днем («Ниагарский водопад» (1892, ВОКГ), «Море» (1872, ЯХМ), лунной ночью («Вид на Везувий в лунную ночь» (1858, ВОКГ), «Ночь на море» (1854, РГИАХМЗ), во время заката («Закат на море» (1886, КГИАХМЗ), в бурю («Гибель корабля» (1883, ВОКГ), «Буря на Азовском море» (1886, ЯХМ), в штиль («Корабли штилюют» (1895, ВОКГ), во время прибоя («Прибой у берегов Крыма (1888, ИОХМ). Графический раздел выставки включает в себя гравюры, посвященные становлению России как морской державы(граверы Московского печатного двора, И. Ф. Зубов (1677 – 1744), Е. П. Чемесов (1737 – 1765), Наттье Ж.-М. (1685 – 1776), Виноградов Е. Г. (1725/28 – 1769), а также портреты деятелей русского морского флота: императора Петра I, адмирала Г. И. Невельского, генерал-лейтенантов С. А. Хрулева и К. Н. Посьета, лейтенанта Н. А. Бирилева, впоследствии ставшего контр-адмиралом. Здесь представлены рисунки и акварели с утонченной и изысканной передачей морских видов и кораблей, выполненные известными художниками: И. И. Шишкиным (1832 – 1898), К. Я. Крыжицким (1858 – 1911), А. Н. Бенуа (1852 – 1936), Л. Ф. Лагорио (1827 – 1905). В экспозиции представлено более семидесяти произведений живописи и графики русских художников, из них более двадцати картин блистательного мариниста И.К. Айвазовского. В пространство выставки включены искусные модели русских парусных судов XVIII – XIX века, созданные талантливым мастером из Череповца С. В. Лушкиным. Морской пейзаж – совершенно особый жанр живописи. Невозможно написать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам И. К. Айвазовского, «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». Тем удивительней представляется мастерство художников, способных запечатлеть всю красоту моря. Творчеству художника Айвазовского и русских маринистов XIX – начала XX века посвящена художественная выставка «И. К. Айвазовский и русский морской пейзаж», которая открыта в Шаламовском доме картинной галереи. Эта выставка проходит в рамках уникального многолетнего межмузейного проекта «Дружеское послание. Ваши любимые художники», в котором приняли участие музеи Вологды, Иваново, Костромы, Рыбинска, Ярославля. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) известен во всем мире. Высокую оценку его творчества современниками выразил И. Н. Крамской, назвав его «звездой первой величины …не только у нас, а в истории искусства вообще». Слава и признание русского и европейского зрителя пришли к нему рано, в годы учебы в Академии художеств и пенсионерства в Италии. Свое изумление искусством художника выразил знаменитый английский маринист Уильям Тёрнер, увидев в Риме в 1842 году его картину «Неаполитанский залив лунной ночью» (1842). Он сочинил  восторженное стихотворение на итальянском языке: «…Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность. Но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений». Картины Айвазовского отличаются блестящим живописным мастерством, виртуозной техникой, быстротой и смелостью исполнения. В них художник представил море как вечно живой, движущийся организм, добившись отражения тончайших изменений в характере его поведения. Маринист «по рождению и по натуре», по словам В. В. Стасова, Айвазовский чувствовал и передавал воду «с ее необычайными красотами» как никто другой. Наибольшее количество пейзажей в творческом наследии художника связано с изображением Черного моря и крымской природы. Романтический характер его творчества наиболее ярко проявился в изображении морских бурь. Этой теме посвящено множество его полотен. Об одной из таких его картин Ф. М. Достоевский писал в 1861 году: «Буря… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер – без соперников. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».  Представленные на выставке полотна великого мастера отличаются разнообразием переданных в них состояний моря: днем («Ниагарский водопад» (1892, ВОКГ), «Море» (1872, ЯХМ), лунной ночью («Вид на Везувий в лунную ночь» (1858, ВОКГ), «Ночь на море» (1854, РГИАХМЗ), во время заката («Закат на море» (1886, КГИАХМЗ), в бурю («Гибель корабля» (1883, ВОКГ), «Буря на Азовском море» (1886, ЯХМ), в штиль («Корабли штилюют» (1895, ВОКГ), во время прибоя («Прибой у берегов Крыма (1888, ИОХМ). Менее знакомы зрителям «сухопутные» мотивы в его творчестве: величественные панорамы горных массивов Кавказа, караваны верблюдов на фоне древних пирамид (например, «Пирамиды» (1895, ЯХМ), широкие украинские степи (например, «Украинское поле» (1860 – 1861), ЯХМ), но и они чем-то напоминают безбрежные морские просторы. Заслуги И. К. Айвазовского в искусстве огромны. Ему было присвоено звание академика живописи, он первым из русских мастеров был причислен в качестве художника к Главному морскому штабу, впоследствии получив звание контр-адмирала.  О всеобщем европейском признании говорит тот факт, что он был членом ряда зарубежных академий художеств, в том числе римской, парижской, амстердамской, и был награждён многими орденами. И. К. Айвазовский создал в общей сложности свыше шести тысяч произведений. Он интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более девяноста курганов. Будучи одним из самых состоятельных художников России, он активно занимался благоустройством, способствовал процветанию родного города Феодосии: на его средства были построены здания местной картинной галереи, Феодосийского музея древностей. По его инициативе были  проведены большие работы по строительству порта и железной дороги. И. К. Айвазовский стал основоположником киммерийской школы живописи. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа, таких как Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, М. П. Латри. Из десяти внуков И. К. Айвазовского трое стали профессиональными художниками: М. П. Латри (1875, Одесса – 1942, Париж), А. В. Ганзен (1876, Одесса – 1937, Дубровник, Хорватия), К. К. Арцеулов (1891, Ялта – 1980, Москва). На выставке показаны произведения М. П. Латри из собраний Вологодской областной картинной галереи и Ярославского художественного музея. К морскому пейзажу обращались многие известные мастера русской живописи XIX – начала XX века. В экспозиции представлены марины Л. Ф. Лагорио (1827 – 1905), В. Д. Орловского (1842 – 1914), В. Д. Поленова (1844 – 1927), Н. А. Ярошенко (1846 – 1898), Р. Г. Судковского (1850 – 1885), Н. Н. Дубовского (1859 – 1918), А. А. Борисова (1866 – 1934) и других. Графический раздел выставки включает в себя гравюры, посвященные становлению России как морской державы (граверы Московского печатного двора, И. Ф. Зубов (1677 – 1744), Е. П. Чемесов (1737 – 1765), Наттье Ж.-М. (1685 – 1776), Виноградов Е. Г. (1725/28 – 1769), а также портреты деятелей русского морского флота: императора Петра I, адмирала Г. И. Невельского, генерал-лейтенантов С. А. Хрулева и К. Н. Посьета, лейтенанта Н. А. Бирилева, впоследствии ставшего контр-адмиралом. Здесь представлены рисунки и акварели с утонченной и изысканной передачей морских видов и кораблей, выполненные известными художниками: И. И. Шишкиным (1832 – 1898), К. Я. Крыжицким (1858 – 1911), А. Н. Бенуа (1852 – 1936), Л. Ф. Лагорио (1827 – 1905). В экспозиции представлено более семидесяти произведений живописи и графики русских художников, из них более двадцати картин блистательного мариниста И. К. Айвазовского. В пространство выставки включены искусные модели русских парусных судов XVIII – XIX века, созданные талантливым мастером из Череповца С. В. Лушкиным (род. 1953), а также редкие издания из собрания Вологодской областной универсальной научной библиотеки, что позволяет расширить наши знания о морской славе России. Надеемся, что зрители, познакомившись с этой замечательной выставкой, в полной мере ощутят величие, мощь и поэтическую красоту морской стихии!

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных