Выставка в залах Шаламовского дома Вологодской областной картинной галереи проходит в рамках уникального многолетнего межмузейного проекта «Дружеское послание. Ваши любимые художники», в котором приняли участие музеи Вологды, Иванова, Костромы, Переславля-Залесского, Рыбинска, Череповца, Ярославля. Верещагин – сверххудожник!» Почти вся жизнь Верещагина прошла в поездках: Крым, Кавказ, Русский Север, Туркестан, Индия, Балканы, Палестина, США, Япония. «Для всех деятелей на поприще наук, искусств и литературы, для ученых, художников, литераторов и даже музыкантов, – считал Верещагин, – путешествия составляют хорошую школу, даже необходимость: в наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира – значит вырывать самые интересные страницы из книги своего бытия». В своих смелых и рискованных, нередко опасных путешествиях художник был неутомимым исследователем культуры и обычаев разных народов. В многочисленных этюдах на небольших холстах и деревянных досках он фиксировал все увиденное и интересное. Это не беглые путевые зарисовки, они носят вполне законченный характер, отличаются композиционной целостностью, большой содержательностью, тщательной завершенностью художественной формы и, по сути своей, являются картинами. Мало кто лучше него мог бы справиться с задачей этнографических зарисовок, исполненных с удивительным мастерством. Современники Верещагина отмечали, что его художественная натура не позволяла ему перешагнуть границу реализма и впасть, с одной стороны, в грубый натурализм, с другой – в фотографический протоколизм; нигде у него нет бездушного копирования природы. В справедливости этого мнения можно убедиться, рассматривая в экспозиции произведения В. В. Верещагина, созданные в результате поездок в Туркестан, Индию, на театр военных действий русско-турецкой и испано-американской войн, Крым, Вологду. Выставка знакомит с разными жанрами, темами и направлениями творчества мастера. Большой интерес вызывают ранние живописные работы художника и рисунки, выполненные им в 1850-е – 1860-е годы, до и в период учебы в Санкт-Петербурге. В них уже видны характерные черты его метода: точность рисунка и тщательная проработка деталей. Наибольшей известностью пользовались его произведения батального жанра, написанные с большим мастерством и энтузиазмом, принесшие ему заслуженную славу. Всю свою жизнь он страстно ненавидел войну, боль и смерть, разрушение памятников культуры, которые она несет, разоблачал ее жестокость: «Передо мной, как перед художником, Война, и я Ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады». Себя он называл художником военных сцен, а не баталистом, рассказывал в своих произведениях о войне, как об огромной человеческой драме. И это не удивительно, так как он был не только художником, но и профессиональным военным, боевым офицером. Человек большого мужества и хладнокровия, Верещагин ехал туда, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь. Он служил в Туркестане, в русско-турецкую войну был на Балканах, под Плевной и Шипкой. Единственной наградой, которую он носил, был Георгиевский крест 4-ой степени за оборону Самарканда во время военных действий. Смерть художник встретил, как солдат, на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на мине в Японском море. «Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека, – утверждал И. Н. Крамской, – такой художник, что его надо видеть непременно». Живопись и графику В. В. Верещагина органично дополняет его литературное творчество. В историю мировой культуры он вошел, в первую очередь, как один из крупнейших мастеров изобразительного искусства, поэтому закономерно, что Верещагин-художник заслонил Верещагина-писателя, создавшего достойную внимания беллетристику. В экспозиции представлены прижизненные его публикации из фондов редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки: это и отдельные издания, и статьи в различных журналах. К батальному жанру, как к одному из наиболее популярных в искусстве, обращались многие граверы и живописцы, такие как А. О. Орловский (1777 – 1832), В. Ф. Тимм (1820 – 1895), Б. П. Виллевальде (1818 – 1903), Л. Е. Дмитриев-Кавказский (1849 – 1916), Е. Е. Лансере (1875 – 1946). Работы этих известных мастеров и других художников, начиная с петровской эпохи, из вологодского собрания картинной галереи и музея-заповедника составляют самостоятельный раздел экспозиции. Здесь показаны также портреты выдающихся военачальников: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, А. С. Грейга, М. Д. Скобелева, А. А. Брусилова, Наполеона Бонапарта, Карла ХII и других. Выставка дает представление не только о творчестве знаменитого мастера В. В. Верещагина, но и о различных этапах военной истории России, запечатленных в произведениях русских живописцев, графиков, скульпторов.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «В. В. ВЕРЕЩАГИН И БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР В РУССКОМ ИСКУССТВЕ ХVIII – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»
04.12.2015 — 29.02.2016
Шаламовский дом