Художник и педагог Надежда Антонова хорошо знакома вологодским зрителям благодаря своему участию во многих городских, областных и региональных и всесоюзных художественных выставках. Ее творческая биография тесно связана с нашим краем. Родилась Надежда Андреевна в 1955 году в Псковской области, после окончания Ярославского художественного училища преподавала в Череповецкой детской художественной школе. В Вологде жила и работала с 1985 года, преподавала в Училище художественных промыслов № 15. В 1997 году она была принята в Союз художников России. С 2004 года – постоянно живет и работает, в Греции, (на Крите и в Афинах), не порывая связи с Вологдой.
Надежда Антонова живописец и график с достаточно широким творческим диапазоном, она создает пейзажи, интерьеры, натюрморты, портреты. Ее работы находятся в собраниях Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного архитектурного и художественного музея-заповедника, Кирилло-Белозерского архитектурного и художественного музея-заповедника, музеях Греции, в коллекции клуба «ЮНЕСКО» (Афины), в частных российских и зарубежных коллекциях.
На выставке «СЕВЕР – ЮГ. НАДЕЖДА АНТОНОВА. ПАСТЕЛЬ» показаны работы из вологодской мастерской художника, созданные в основном в 2006 – 2020 годах в технике пастели. В разное время Надежда Андреевна писала картины маслом и темперой, обращалась к акварели, пастели, линогравюре. Сейчас она предпочитает масло и в особенности пастель с ее воздушностью и мягкостью. Эта кажущаяся достаточно легкой для работы техника требует от художника точности, особенного колористического чутья, так как здесь отсутствует палитра, и смешивать оттенки приходится прямо на бумаге, кроме того пастель может осыпаться, ее надо уметь закрепить. Пастель привлекает мастеров долговечностью, она надолго сохраняет свежесть колорита, краски не выцветают, не трескаются. Художник добивается нужного цветового звучания мелкими разноцветными штрихами, смешивая их, когда нужно, прибегая к растушевке. Чистота цвета, бархатистость фактуры, вибрация штриха буквально завораживают зрителей, создавая ощущение непосредственности творчества.
В названии выставки Надежда Антонова определила тематику экспонируемых произведений, это и вологодские, и греческие мотивы, то и другое близко и дорого ей. Как правило, ее работы выполнены с натуры, а немногие фантазийные композиции чаще всего посвящены древнегреческим мифам. Большинство представленных в экспозиции работ – пейзажи, это главный жанр в ее творчестве. Они носят лирико-романтический характер. Мотивы их нередко просты, но и в обыденном и привычном художник находит красоту и делится своим видением со зрителями..
Ее всегда привлекала архитектура, особенно православные храмы. Изображая их в Греции, она передает контраст светлых, небольших, но монументальных церквей с окружающим их величавым горным ландшафтом. Особенно интересны работы «Церковь Панагии, где крестили Эль Греко. Деревня Фоделе. Крит», «Церковь святого Антония. Крит», «Метеоры», они выполнены в 2016 году и входят в серию «По Греции». Строгая красота архитектуры северного монастыря и окружающей его неброской, несколько суровой природы с ее мягкими красками привлекают в работах «У монастырских стен» (2017) и «Возрождение» из серии «Кирилло-Белозерский монастырь», созданной в 2020 году. Пейзажи «На реке Золотухе» (2015), «Старый дворик. Вологда.» (2019) отличаются выразительной композицией и сложно разработанной колористической гаммой, в них переданы тончайшие оттенки снежного покрова, уютные уголки и неспешный ритм жизни провинциального города. Романтической взволнованностью проникнуты пастели «Свежий ветер на пляже» (2006), «Греческий мотив. Святая гора Вигма. Крит» (2015).
Натюрморты Антоновой привлекают звучным, насыщенным колоритом и интересными контрастами форм и цвета предметов. («Осенний натюрморт», 2012, «Натюрморт с тыквой», 2014). Бережно и любовно изображенные многочисленные предметы крестьянского быта живут своей тихой, но такой важной для людей жизнью в ее большой пастели «В горнице» (2017), с ее ностальгическим настроением. Интерьер и натюрморт являются не просто фоном в ее немногочисленных пока портретах, они играют значительную роль в характеристике модели («Портрет Эдуарда Фролова», 2014, «Портрет Галины Сорокиной», 2014). Мастерски исполненные, проникнутые жизнеутверждающим светлым мироощущением произведения Надежды Антоновой неизменно находят эмоциональный отклик у зрителей.