28 апреля в 17-00 в музейно-творческом центре народного художника России В.Н.Корбакова Вологодской областной картинной галереи в рамках творческого проекта «Российская академия художеств в Вологде» открылась персональная выставка произведений живописи члена-корреспондента РАХ Ирины Николаевн Лотовой «Таинственный сад» (Москва). Ирина Лотова — заметный художник в московском созвездии имен, она постоянно участвует в столичных и зарубежных выставках, ее работы представлены в собраниях многих российских музеев, в частных коллекциях в разных странах мира. Еще тридцать лет назад, когда ее полотна только начали появляться на выставках, Лотова привлекла к себе внимание особым цветовым видением.
Как считает Ирина Лотова, во многом формирование ее как художника произошло под влиянием талантливых педагогов, встретившихся на ее пути в художественной школе и училище: А.Демко, В.Мухиной, М.Булгаковой. Большую роль в ее творческой судьбе сыграли родители, московские скульпторы Римма Владимировна и Николай Александрович Лотовы. Важно отметить еще один факт, продиктованный историей семьи. Дедушка, Кашкин Владимир Иванович, ученик П.Уткина и бабушка, Ганшева Вера Парамоновна, — саратовские художники-живописцы. Они не только передали Ирине особую эстетику русского символизма, но и ту уникальную живописную культуру, которая вошла в историю вместе с объединением «Голубая роза». Большое влияние на формирование личности художника оказали французские постимпрессионисты, творчество русских художников — М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, П.Кузнецова.
В экспозиции выставки размещено около семидесяти живописных полотен Ирины Лотовой, а также представлены графические эскизы и пастельные этюды художника к последующим большим работам.
Среди любимых жанров И.Лотовой — тематическая картина, портрет, пейзаж. В пейзажах, интерьерах и обобщенных композициях И.Лотовой большое значение имеют женские фигуры, которые она использует как для решения чисто формальных живописных задач, так и для выражения определенного эмоционального состояния. На выставке представлено довольно много работ с женскими образами. Среди них — «Гармония контрастов», «Прогулка в цветах». Украшением экспозиции являются и женские портреты: «Дама в кресле», «Портрет в китайском платье», «Дама с попугаем».
Уже в течение довольно продолжительного периоада Ирина Николаевна Лотова живописует на своей даче в Переславле-Залесском. Лотова называет свой сад «мастерской плэнера», где она решает сложные проблемы цвета в световоздушной среде. Модель идеального мироздания по Лотовой — это сад, райский уголок, где природа предстает во всей своей красоте, где расцветают необыкновенные цветы, где в полифонии красок, многочисленных нюансов и оттенков буквально ощущаешь их аромат. В ее мире красота торжествует над обыденностью, а человек не противопоставляется природе и не растворяется в ней. Они — единое целое.
Ирину Лотову отличает праздничное восприятие жизни, какой бы тяжелой она не оказывалась. Присущий ей оптимизм часто помогает не только автору, но и окружающим. Ее работы поражают легкостью, но как отмечают справедливые коллеги, за каждой стоят колоссальный труд, многократные доработки и переделки. Живопись для нее — серьезная и тяжелая работа, которой постоянно отдаются все силы ума и сердца. Лучшей наградой бывает удовлетворение сделанным, но оно приходит не часто — требовательность художницы к себе очень высока. Именно поэтому ее работы восхищают гармонией и движением цвета, а Лотову называют выдающимся колористом.