Заявленная тема довольно необычна, произведения прошедшие реставрацию не часто отдельно экспонируются в залах. Такие выставки можно буквально пересчитать на пальцах. В основном это выставки иконописи. Вологжанам памятны грандиозные экспозиции «Возрожденные шедевры Русского Севера» (1998), «Образ Святителя Николая Чудотворца» (2004), «Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера XIV-XXI века» (2010). В 2018 году была показана небольшая экспозиция «Реставратор – галерея – зритель», входившая в серию юбилейных мероприятий, связанных со 100-летием Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.
Целью новой выставки является желание познакомить зрителей с редкими картинами известных и неизвестных художников, которые впоследствии займут достойное место в экспозиции нового здания областной картинной галереи. Причина попадания картин на реставрацию ясна — их неудовлетворительная сохранность. Это обычное положение, ведь в провинциальные музеи произведения живописи прошлых веков попадают не в самом лучшем виде, часто они ждут реставрации годами, а то и десятилетиями. В советский период это была характерная ситуация, так как реставрационными работами занимались во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря в Москве.
Постепенно это положение менялось, в этом центре обучались будущие реставраторы из региональных музеев. Так было и у нас, Тамара Николаевна Едемская стала первоклассным реставратором станковой масляной живописи. Через ее руки прошли многие живописные полотна из постоянной экспозиции ВОКГ, всего ею было отреставрировано свыше 150 картин XVII-XX веков. В последние годы в Вологодском филиале центра им. Грабаря вырос целый отряд мастеров реставрационного дела, они очень активно помогают вологодской галерее в восстановлении художественных ценностей.
На настоящей выставке представлены картины, поступавшие в основном в 1950-х годах от Вологодского краеведческого музея, и в 1980-годах от частных лиц, они прошли реставрацию М. Г. Печикиной (8), Д. А. Томиловой (8), Ю. Е. Шелковой (6), П. А. Рыбаковой (2), Е. А. Козловой (1). Восстановлением старинной копии с картины «Молитва» французского живописца Э. Лесюэра занималась О. В. Карпачева.
Реставрация каждого произведения – это большой, напряженный труд, начинающийся с научного исследования, требующий невероятного терпения и кропотливой, ювелирной работы бережных, «вдумчивых» рук. Вот только несколько таких историй.
Старинная живопись на этой выставке реставрировалась Ю. Е. Шелковой. С мая 2007 года по октябрь 2008 года ею был проведен комплекс необходимых мероприятий на картине «Мадонна с младенцем» неизвестного художника XVII века. Назовем только главные из них: устранены прорывы и деформация холста, восстановлена связь грунта с красочным слоем, уложен кракелюр, восстановлены утраты грунта в нескольких местах, выполнено дублирование (замена) основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник, удалены поверхностные загрязнения живописи.
Копия фрагмента 1847 года неизвестного русского художника (возможно М. Чернышова) с парадного портрета императрицы Александры Федоровны 1840 – 1841 годов известной шотландской художницы Кристины Робертсон, работавшей при дворе императора Николая I из Эрмитажа восстанавливалась в несколько этапов в 2010 – 2012 годы и в 2018 году. Картина находилась в аварийном состояние: отсутствие подрамника привело к деформация холста, имелись прорывы по краям, связь грунта с холстом была неудовлетворительной, имелись многочисленные утраты грунта. Живопись была покрыта сетчатым кракелюром по всей поверхности холста. В отдельных местах наблюдалась сгрибленность верхних слоев живописи («асфальтовая болезнь»). Все это было устранено, и картина стала «как новая».
В 2017 году были произведены реставрационные мероприятия картины «Лесной пейзаж» конца XIX – нач. XX века. До реставрации у данной картины автор значился как неизвестный художник (Европа, I половина XIX века). В правом нижнем углу на работе обнаружилась подпись, выполненная тёмной краской. В УФ-излучении было выявлено, что подпись находится под лаковой плёнкой. Требовалась её расшифровка. После проведения реставрационных работ удалось прочитать подпись: Ducommun. Согласно информации, полученной из интернет-источников, «Лесной пейзаж» был создан артелью художников «Ducommun», работавшей в России в конце XIX – начале XX века. Подобные артели («Collianos», «Ducommun»), в основном, делали на продажу копии с произведений известных мастеров, в том числе, и пейзажи.
В 2014 году к реставратору М. Г. Печикиной поступила картина Ф. П. Нестерова «Летний деревенский пейзаж» 1942 года. Она была без подрамника, с деформацией холста в виде вертикальных борозд по всей площади картины, с прорывами по периметру, на живописной поверхности имелись утраты грунта и осыпи красочного слоя, с плотным слоем покрывного лака, с поверхностным загрязнением по лицевой стороне и обороту. На памятнике был проведен ряд необходимых консервационно-реставрационных работ.
В 2019 году реставратором Д. А. Томиловой были произведены восстановительные работы на картинах вологодского живописца В. Ф. Сысоева «Деревенский пейзаж» 1905 года и «На берегу реки Тошни у Майкова» 1910 года. Был укреплен грунт и красочный слой, выполнена заделка проколов методом «встык», устранена деформация холста, удалены поверхностные загрязнения с оборота и с лицевой стороны, подведена реставрационная кромка, картина натянута на новый подрамник, восполнены утраты грунта и красочного слоя.
Ирина Балашова, заместитель директора по научной работе