Произведения итальянских художников преобладают в небольшой коллекции зарубежной гравюры старых мастеров, сформировавшейся в галерее благодаря поступлениям из частных собраний. Большинство экспонирующихся на выставке графических листов происходит из коллекции жившей в Петербурге М.В. Гликиной, которую она унаследовала от своего отца В.И. Трапицына. Он высоко ценил графику художников прошлых столетий, отдавая предпочтение в своей активной собирательской деятельности работам итальянских граверов.
Экспозиция знакомит с произведениями, выполненными в сложных трудоемких техниках резцовой гравюры и офорта крупнейшими мастерами: Д. Б. Пиранези, Ф. Бартолоцци, Д. Вольпато, Р. Моргеном и их последователями.
Гравюры этих художников пользовались в свое время огромной популярностью, благодаря им ценители прекрасного могли получить представление о выдающихся памятниках архитектуры и произведениях знаменитых живописцев и скульпторов. Это были и альбомы, и тематические серии, и отдельные листы разного формата.
Портреты художников и поэтов, композиции на античные и библейские сюжеты соседствуют друг с другом в камерном выставочном пространстве, где невозможно разместить полностью альбомы и серии, они представлены здесь несколькими работами. Самые ранние из них — листы из альбома «Портреты художников итальянского Возрождения», созданного в 1580-е -1590-е годы неизвестным гравером, сумевшим найти интересное декоративное обрамление, соответствующее роду занятий своих персонажей.
Прославившийся при жизни, широко известный и в наши дни, гениальный мастер архитектурных пейзажей Джованни Батиста Пиранези был исследователем и коллекционером римских древностей, археологом, архитектором, издателем эстампов. Многие годы он работал над обширной серией гравюр «Виды Рима», сохранившей для нас облик «вечного города» в XVIII столетии. В экспозиции представлены гравюры с изображением знаменитого фонтана Треви и не дошедших до наших дней античных гробниц на Аппиевой дороге. Восхищение древней цивилизацией и понимание неизбежности ее гибели выражено во многих его эмоциональных работах с их живописными эффектами светотени, за что он был прозван «Рембрандтом античных руин». Одним последователей Пиранези стал римский гравер и архитектор Луиджи Россини, гравюра которого с видом Авентинского холма показана в экспозиции.
Блистательный гравер XVIII столетия Джованни Вольпато был известен еще и как антиквар, и археолог, и педагог, организовавший в Риме школу граверов, а также фабрику по производству фарфоровых статуэток. Принято считать, что он «привил вкус к античности» своим современникам. Его гравюра «Дельфийская сивилла» (с фрески Микельанджело в Ватикане) привлекает внимание не только своим масштабом, точностью интерпретации оригинала, но и редкой красотой облика известной античной пророчицы, предсказавшей мучения Христа.
Вольпато и его ученик Пьетро Беттелини выполнили серию гравюр с фресок Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе в Риме. Очень выразителен лист с видом высокой сводчатой галереи и мелкой фигуркой работающего в ней художника. Лучшим учеником Вольпато признан Рафаэль Морген, ставший замечательным мастером репродукционной гравюры. Как и его учитель, он репродуцировал росписи Рафаэля Санти в Ватикане, что нашло отражение в экспозиции, где можно полюбоваться также его портретами поэтов итальянского Возрождения и прекрасной гравюрой «Аполлон и музы на Парнасе» с известной фрески Антона Рафаэля Менгса на вилле Альбани в Риме.
Выполненные с блестящим мастерством и умением передать достоинства репродуцируемого оригинала, гравюры старых итальянских мастеров украшали жилые интерьеры, становились предметами гордости коллекционеров и ценным материалом в музейных собраниях.
Изображение на афише: Дж. Вольпато, Микельанджело. Сивилла Дельфийская. 1769. Бумага, резцовая гравюра