Шедевры итальянской гравюры XVI-XIX вв. Выставка из собрания Вологодской областной картинной галереи | Вологодская областная картинная галерея

Шедевры итальянской гравюры XVI-XIX вв. Выставка из собрания Вологодской областной картинной галереи

04.10.2024 — 24.11.2024

Шаламовский дом

       Произведения итальянских художников преобладают в небольшой коллекции зарубежной гравюры старых мастеров, сформировавшейся в галерее благодаря поступлениям из частных собраний. Большинство экспонирующихся на выставке графических листов происходит из коллекции жившей в Петербурге М.В. Гликиной, которую она унаследовала от своего отца  В.И. Трапицына. Он высоко ценил графику художников прошлых столетий, отдавая  предпочтение в своей активной собирательской деятельности работам итальянских граверов.

       Экспозиция знакомит с произведениями, выполненными в сложных трудоемких техниках резцовой гравюры и офорта крупнейшими мастерами: Д. Б. Пиранези,                       Ф. Бартолоцци,  Д. Вольпато, Р. Моргеном и их последователями.

        Гравюры этих художников пользовались в свое время огромной популярностью, благодаря им ценители прекрасного могли получить представление о выдающихся памятниках архитектуры и произведениях знаменитых живописцев и скульпторов. Это были и альбомы, и тематические серии, и отдельные листы разного формата.

        Портреты художников и поэтов, композиции на античные и библейские сюжеты соседствуют друг с другом в камерном выставочном пространстве, где невозможно разместить полностью альбомы и серии, они представлены здесь несколькими работами. Самые ранние из них —  листы из альбома «Портреты художников итальянского Возрождения», созданного  в 1580-е -1590-е годы неизвестным гравером, сумевшим найти интересное декоративное обрамление, соответствующее роду занятий своих персонажей.

        Прославившийся при жизни, широко известный и в наши дни, гениальный мастер архитектурных пейзажей Джованни Батиста Пиранези был исследователем и коллекционером римских древностей, археологом, архитектором, издателем эстампов. Многие годы он работал над обширной серией гравюр «Виды Рима», сохранившей для нас облик «вечного города»  в XVIII столетии. В экспозиции представлены гравюры с изображением знаменитого фонтана Треви и не дошедших до наших дней античных гробниц на Аппиевой дороге. Восхищение древней цивилизацией и понимание неизбежности ее гибели выражено во многих его эмоциональных работах с их живописными эффектами светотени, за что он был прозван «Рембрандтом античных руин». Одним последователей Пиранези стал римский гравер и архитектор Луиджи Россини, гравюра которого с видом Авентинского холма показана  в экспозиции.

      Блистательный гравер XVIII столетия Джованни Вольпато был известен еще и как антиквар, и археолог, и педагог, организовавший в Риме школу граверов, а также фабрику по производству фарфоровых статуэток. Принято считать, что он «привил вкус к античности» своим современникам.  Его гравюра «Дельфийская сивилла» (с фрески Микельанджело в Ватикане) привлекает внимание не только своим масштабом, точностью интерпретации оригинала, но и редкой красотой облика известной античной пророчицы, предсказавшей мучения Христа.

       Вольпато и его ученик Пьетро Беттелини   выполнили серию гравюр с фресок Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе в Риме.  Очень выразителен лист с видом высокой сводчатой галереи и мелкой фигуркой работающего в ней художника.  Лучшим учеником Вольпато признан Рафаэль Морген, ставший замечательным мастером репродукционной гравюры. Как и его учитель, он репродуцировал росписи Рафаэля Санти в Ватикане, что нашло отражение в экспозиции, где можно полюбоваться также его портретами поэтов итальянского Возрождения и прекрасной гравюрой «Аполлон и музы на Парнасе» с известной фрески Антона Рафаэля Менгса на вилле Альбани в Риме.

       Выполненные с блестящим мастерством и умением передать достоинства репродуцируемого оригинала, гравюры старых итальянских мастеров украшали жилые интерьеры, становились предметами гордости коллекционеров и ценным материалом  в музейных собраниях.

Изображение на афише: Дж. Вольпато, Микельанджело. Сивилла Дельфийская.  1769. Бумага, резцовая гравюра

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных