«СКОЛЬКО ЛЕТ, СКОЛЬКО ЗИМ…». ВЫСТАВКА АНАТОЛИЯ БОРИСОВА, ЖИВОПИСЬ | Вологодская областная картинная галерея

«СКОЛЬКО ЛЕТ, СКОЛЬКО ЗИМ…». ВЫСТАВКА АНАТОЛИЯ БОРИСОВА, ЖИВОПИСЬ

21.02.2014 — 16.03.2014

Дом Корбакова

В год семидесятилетия со дня рождения в залах областной картинной галереи открылась большая персональная выставка произведений известного в Вологде художника-пейзажиста Анатолия Алексеевича Борисова. Уроженец Орловской области, А.А.Борисов приехал в Вологду в 1969 году после окончания Загорского художественно-промышленного училища игрушки. Почти сразу, наряду с работой на Вологодской фабрике игрушек, Борисов начинает активно заниматься творческой деятельностью и в 1972 году становится участником второй молодежной выставки художников области. С конца 1970-х его произведения регулярно демонстрируются на областных и межрегиональных художественных выставках, и в 1995 году он — член Союза художников России.
Уже с первых лет творческой деятельности определился главный жанр, в котором работает художник до настоящего времени, им стал пейзаж. Навыки пленэрной живописи и уважение к традициям национальной школы пейзажа, привитые ему в училище, нашли свое счастливое продолжение в Вологде. Борисов быстро вошел в круг вологодских пейзажистов, творческим кредо которых является живопись на пленэре. Начиная с 1970-х годов, вместе с Евгением Гусевым, Юрием Ельцовым, Леонидом Яблоковым и Юрием Коробовым он регулярно ездил в Кичменгско-Городецкий район, посещал родные места своего близкого друга, известного вологодского графика Валентина Едемского под Тарногой, в эти же годы путешествовал по рекам Сухоне и Леже в компании Александра Савина. Сегодня, работая над очередным пейзажным полотном, художник не забывает о том, какой большой творческой школой стали для него эти поездки, как помогли они формированию его собственного взгляда на задачи пейзажной живописи. За время работы в любимом жанре у Анатолия Борисова сложилась присущая только ему особая интонация передачи состояния природы, которая носит созерцательный, глубоко личностный характер и поэтичное образное начало. Как художнику, Борисову ближе камерный пейзажный мотив, где можно неторопливо рассмотреть камни, лежащие на берегу тихой реки, вслушаться в плеск ее вод, уловить шум листвы стоящего на другом берегу реки леса. Как живописца, его менее затрагивает внешнее эффектное состояние природы. Небо, покрытое легкими облаками, на его взгляд, позволяет лучше рассмотреть тонкие колористические нюансы северной природы. Борисов развивается в кругу немногих вологодских художников, которым удивительно точно удается передавать в картине состояние тишины окружающего мира. Пейзажный принцип изображения натуры находим мы и в натюрмортах Анатолия Борисова. Им так же, как и картинам природы, присущи простота и естественность мотива: корзина яблок, только что принесенных из сада, букет цветов, недавно собранных в поле. Все это органично связано с бытом человека, проводящего большую часть жизни вне городской среды. Пейзаж для художника это и способ выражения своего отношения к современному дню. Всматриваясь в картины А.А.Борисова, понимаешь, что состояние душевной гармонии, которое испытывает человек, общаясь с природой, художник ценит выше преходящих жизненных благ, финансовых или карьерных достижений. Это состояние он сам испытывал не раз, бродя с этюдником по лесам и полям Вологодчины, посещая заповедные исторические города нашей области и проводя большую часть года в деревне Тимониха Харовского района, в местах, связанных с жизнью и творчеством всемирно известного вологодского писателя Василия Ивановича Белова. В изобразительном искусстве Вологодского края пейзаж как самостоятельный жанр появился лишь в начале ХХ века и был изначально связан с творчеством таких известных художников, как Александр Борисов, Феодосий Вахрушов и Анна Каринская. Натурный лирический пейзаж, открытый ими, органично соседствует сегодня с пейзажем-картиной. Вместе с тем собирательный, ассоциативный характер произведений из мастерской диктует автору иной пластический и образный художественный язык. И с грустью замечаешь, что работ, написанных именно на пленэре и отражающих непосредственное соприкосновение с живой натурой, становится все меньше. Они как бы стыдливо уходят на задний план, оставаясь лишь в «рабочем», этюдном варианте. К счастью, это направление в пейзаже Русского Севера продолжают исповедовать, сохраняя его уникальные традиции, многие современные художники Вологды, среди которых можно назвать и имя Анатолия Алексеевича Борисова.

Биография А.А. Борисова

Борисов Анатолий Алексеевич

Живописец. Родился 23.02. 1944 в Новосильском районе Орловской области. Постоянно жил и работал в Вологде с 1969. Умер 9 января 2015 в Вологде. Учился в Загорском художественно-промышленном училище игрушки (1966 – 1969). С 1969 по 1980 работал художником-конструктором на Вологодской фабрике игрушек. Член Союза художников России с 1995. Участник областных, межрегиональных художественных выставок с 1972. Член творческого объединения вологодских художников «Радуга» с 1996. Работал в жанрах лирического пейзажа и натюрморта.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных