Выставка заслуженного художника России Олега Александровича Бороздина в МТЦ «Дом Корбакова» приурочена к 90-летию со дня рождения мастера. Он работал в основных жанрах живописи, был автором сюжетно-тематических полотен, прекрасным портретистом и пейзажистом. Выйдя на пенсию, художник активно занялся индивидуальным творчеством, перестав зависеть от заказов Художественного фонда. Поэтому с 1999 года регулярно стали проходить его персональные юбилейные выставки. Именно благодаря этому Бороздина по-настоящему узнал вологодский зритель. Живописец пользовался горячей любовью вологжан и жителей других городов, его выставки всегда были полны зрителей, почитателей его таланта. И вновь они смогут насладиться этими прекрасными полотнами. На выставке экспонируется около девяносто картин и этюдов, охватывающих все периоды творчества мастера, хранящиеся в семье художника, в фондах Вологодской областной картинной галереи, частных коллекциях.
Открывают экспозицию «Память сердца» ранние этюды и картины живописца 1950 – 1960-х годов («Автопортрет» 1951, «Из 50-х» 1956, «На Каргопольском тракте» 1959), в них живопись О. А. Бороздина отличается свободой, энергией живописной фактуры, легкостью. Сам он считал своей классикой пейзаж «Вологда пятидесятых годов» 1960 года, ставший визитной карточкой нынешней выставки.
1960 – 1980-е годы стали временем трудов живописца над многими сюжетно-тематическими полотнами – самым сложным в изобразительном искусстве действом. В 1961 году, еще до Д. Тутунджан с ее «Незабудками», О. Бороздин поднял тему поколений в малоизвестной, но интересной картине «Три возраста». Украшением выставок всегда является масштабное полотно «Праздник в Сосновке» 1983 – 1984 годов, наполняющий энергией жизни, словно втягивающий зрителей в водоворот народного веселья. Иной – загадочный, немного тревожный – образ был создан автором в холсте «Былое» 1988 года. В нем он вспоминал родные няндомские леса, огромные, покрытые живописным мхом валуны, суровых и смелых людей, способных жить в этих заповедных местах. В тот же год была написана картина «Одна. Без помощи», раскрывающая драматическую сторону жизни, ей близок пейзаж «Безмолвие» с руинами храма.
В 1990-е годы О. А. Бороздина настигла слава портретиста: к нему ходили позировать, как когда-то к В. А .Серову. Все начиналось с портретов дочери («Оля» 1979, «Светлый портрет» 1990, «Двойной портрет» 1994), в 1995 году с холста «Галя Заботина» пошла работа над живописной портретной галереей вологжан, среди которых особенно выделяются проникновенные женские портреты. А в портрете «Оля из Никольска» реальный образ несет в себе типические качества русской девушки: перед нами словно Аленушка из народной сказки.
Важное место в творчестве художника занимали пейзаж и натюрморт. Они были средством отдохновения и писались с особенным чувством. Пейзаж менялся с течением времени : если в 1950 – 60-е годы он носил импрессионистический характер («Вологда пятидесятых годов»), то позже автор стремился к обобщению, созданию пейзажа-картины («Озеро Окунево» 1980, «На семи ветрах» 1990, «Среди полей» 2003, «На Кубенском озере» 2003). У зрителей особенным успехом пользовались камерные мотивы Бороздина («Цветет черемуха» 1985, «Старые гнезда» 1990, «Ушедшая Вологда» 1993, «В Заречье» 2004, «Усадьба в Покровском» 2005), поэтому живописцу часто приходилось делать повторения («Снег выпал» 1997, 2005). Тонкие лирические чувства художника проявлялись и в цветочных натюрмортах, которые воспринимаются продолжением пейзажей, ведь в них слышится тот же трепет трав и цветов, собранных в полях Вологодской и Архангельской областей – это сыновний поклон родной земле.
На юбилейной персональной выставке заслуженного художника России Олега Александровича Бороздина «Память сердца» мы стремились показать избранные произведения этого выдающегося мастера, разносторонне характеризующие его талант. А впереди нас ждут новые выставки в просторных залах, где сможем показать его творческое наследие во всей полноте и значимости, планируется также организация выставок одной картины.
Ирина Балашова, кандидат искусствоведения