Замечательный современный художник Олег Александрович Бороздин – живописец, занявший достойное место в художественной культуре Вологодской области, автор с узнаваемым творческим лицом и кругом своих особенных тем и образов. Вклад О. А. Бороздина в изобразительное искусство Русского Севера весом и убедителен. Постоянное участие работ художника в значительных выставочных проектах обеспечило ему справедливое признание и уважение в профессиональной и зрительской среде. Олег Александрович по праву носит почетное звание заслуженного художника Российской Федерации. О. А. Бороздин обладает редким талантом — его живописное мастерство одинаково ярко проявляется в самых разных жанрах. Пейзаж, портрет, натюрморт – вряд ли можно точно определить, что является визитной карточкой мастера. Будучи достойным продолжателем наиболее ярких достижений отечественной реалистической школы живописи, автор сумел найти свой неповторимый художественно-образный язык. Он пишет простые и правдивые картины. Но простота его произведений далека от однозначности. Художник отказывается от надуманной усложненности подачи. В его работах есть та небанальная образная глубина, в которой заключена многогранность бытия.
Существует грань между условностью и достоверностью в изобразительном искусстве. Словно сгущая ее, мастер показывает не прямое, «зеркальное» отражение пейзажных и бытовых мотивов в картине, а создает композиции, заключающие в себе обобщение. За реально изображенными деталями, типичными и характерными моментами стоит философское осмысление действительности. Яркий пример тому картина «Былое», написанная в 1988 году. Во многих его работах опосредованно находят свое выражение переживания художником современных испытаний в жизни людей – печаль о человеке, о породившей его земле. Едва ощущаемый драматизм присутствует, казалось бы, в безмятежно спокойном полотне «Заря догорает» (2000) и холсте «Минувшее» (2000), он оборачивается трагическим крушением в «Безмолвии» (1980). Храм – пристанище, дающее уверенность, душевное спокойствие, но и ему грозят разрушительные силы. При определенном сходстве композиционных приемов они не повторяют друг друга. Различны интонации, внутренняя наполненность. В одном случае – покой, уравновешенность и задумчивая грусть, в другом — тревожное чувство, возникающее при взгляде на руины храма. Поиски гармонии и красоты, помноженные на талант художника и его трепетное и чувственное отношение к окружающему миру, всегда трогают сердца людей. Ведь что ни говори, а это по-прежнему одна из основных миссий художника. Пейзаж – один из основных жанров, к которым обращается О. А. Бороздин, несмотря на то, что его портреты, натюрморты и композиционные работы также занимают большое место в творчестве. Именно в пейзажах Олег Александрович доходит до такой тонкости понимания природы, которая дается далеко не всем, даже если художник посвящает этому все свое время. Можно рассматривать любые его пейзажи – летние, зимние или осенние – все они исполнены глубоким «чувствованием». Не говоря уже о том, каково в его произведениях соотношение тонов: как он мастерски «раскладывает» на множество оттенков зеленый цвет, и снег в его работах не просто белый, а небо воздействует на эмоциональное состояние зрителя. Немногословные композиции притягивают к себе большой внутренней содержательностью. Есть у О. А. Бороздина любимые места, которые он воспроизводит на своих холстах вновь и вновь. Столь знакомые, но увиденные в новом свете, в иное время года. Вологда со своими соборами и куполами, рекой, окруженной золотисто-багряным осенним лесом или закованной льдом в окаймлении припорошенных снегом берегов. Усадьба Покровское, всегда восхитительная – в легкой дымке утреннего тумана и под яркими лучами полуденного солнца. И, конечно, Няндома и ее живописные окрестности. Художник, изображая неброскую среднерусскую природу, раскрывает в своей живописи ее поэтическую, духовную и философскую ценность. Пейзажные работы О. А. Бороздина наполнены тихой и светлой радостью, умиротворением, они трогают утонченностью, благородством, богатством колорита. С высокой степенью живописной законченности картины передают свежесть и трогательную непосредственность живого восприятия природы. Что бы ни воспевал автор в своих полотнах: прохладное утро в деревне, раннюю осень, лесную опушку в солнечный день… нельзя сказать, что природа является для художника только лишь предметом изображения. Взглянув на любую из картин Бороздина, понимаешь, что природа — это еще и источник вдохновения, и предмет восхищения мастера. Ценность творчества О. А. Бороздина в умении увидеть и открыть удивительную красоту в привычном и знакомом, не за тридевять земель, а рядом, где все мы бывали, но лишь глядя на холст, открываем е – для себя. Не менее ярко мастер проявил свой талант в жанрах портрета и натюрморта. Натюрморты художника – это садовые и дачные цветы, знакомые всем с детства, полевое разнотравье и осенние грозди рябины, первая весенняя листва и незатейливые купальницы, роскошные букеты роз и лилий. Особой красоты картины «В мае» (1990), «Сирень белая» (2002) буквально завораживают. Кажется, что не только заметен трепет лепестков, но и явственно ощутим их аромат. И столь же хороши полевые цветы в работах «В июне 2004 года» (2004), «Васильки» (2004), «22 июня 2002 года» (2002). Через изображение цветов художник передает различное душевное состояние человека, его чувства, смену и состояние времени года, напоминает о простых, и казалось, обыденных вещах – “Август”(1993), «Сентябрь» (1998), “Цветы из Ивакина» (1994), «Розы и фарфор» (1997). Цветы остаются неиссякаемым источником наблюдения и вдохновения художника, неотъемлемой частью его творчества.
Романтизм и лирическое звучание картин, постоянный поиск композиционных и колористических решений делают картины художника интересными для простого зрителя и настоящих знатоков живописи. При этом работы художника имеют свой неповторимый стиль, который узнаваем среди работ других художников. Так, портреты, выполненные О. А. Бороздиным, не спутаешь ни с какими другими. Среди них и камерные, и парадные, портреты близких, знакомых художника и портреты известных вологжан, но всех их объединяет главное — это любовь и доброе отношение к людям, не меняющееся с годами. Бороздин — один из наиболее ярких примеров тонко чувствующего и понимающего природу человеческой души художника. Лучшие черты творческого мировосприятия О. А. Бороздина – сочетание простоты и одухотворенности, редкая способность так проникновенно воспринимать поэтическое в натуре. Своим творчеством автор решает главную задачу искусства: пробудить посредством художественного произведения в людских душах чувство прекрасного, наполнить сердца светом добра и духовной красоты. Затрагивать сокровенные струны души человека, находить в них искренний отклик и есть, очевидно, Божий дар, а Олег Александрович – именно тот, одаренный свыше мастер, на полотнах которого оживает то, что дорого сердцу, способному тонко чувствовать подлинную красоту мира и человека. Юбилейная персональная выставка произведений О. А. Бороздина «Свет добра» в Вологодской областной картинной галерее представляет работы автора выполненные за более чем шестьдесят лет творческой деятельности.
Биография О.А.Бороздина
Бороздин Олег Александрович
Живописец.
Заслуженный художник Российской Федерации с 2002. Лауреат Государственной премии Вологодской области по литературе и искусству за 2005.
Родился 07. 10. 1929 в городе Няндома Архангельской области. Постоянно жил и работал в Вологде с 1955. Умер 24 апреля 2016 года в Вологде. Учился в Ярославском художественном училище (1948 – 1955). Член Союза художников России с 1965. Участник областных, межрегиональных, всероссийских художественных выставок с 1954. Персональные выставки живописи: Вологда (1990, 1996, 1999, 2004, 2009 – 2010, 2014, 2016, 2019), Архангельск, Каргополь, Няндома (2011), село Покровское Грязовецкого района Вологодской области (2011). Произведения художника находятся в коллекциях Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в Череповецком музейном объединении, в Картинной галерее Е.М. Лунина (Череповец), в Государственном историческом музее (Москва), в частных собраниях в России и за рубежом.