Выставка заслуженного художника России Татьяны Чистяковой «Мир керамики» | Вологодская областная картинная галерея

Выставка заслуженного художника России Татьяны Чистяковой «Мир керамики»

11.12.2020 — 31.01.2021

Дом Корбакова

Заслуженный художник России Татьяна Александровна Чистякова в течение пятидесяти лет была одним из самых востребованных художников Вологодчины. Подобно своим старшим товарищам народным художникам России Владимиру Корбакову и Джанне Тутунджан, сформировавшим вологодскую школу живописи и графики, она стала создателем и лидером вологодской керамической школы: ее творческие поиски и достижения всегда были примером для мастеров среднего и молодого поколения.

    В 2019 году в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике состоялась  юбилейная выставка Татьяны Александровны, она готовилась к своей выставке в Вологодской областной картинной галерее в декабре 2020 года, но делаем мы ее уже без художника. Любимая многими художница ушла из жизни 8 июля 2020 года. Так экспозиция «Татьяна Чистякова. Мир керамики»  стала выставкой памяти Татьяны Александровны Чистяковой. 

    Представленная вниманию зрителя экспозиция составлена из произведений, хранящихся в ВОКГ и мастерской художника. Т.А.Чистякова всегда очень много работала, поэтому, хотя ее произведения храняться во многих музеях и частных коллекциях России и зарубежья, но в мастерской осталось еще так много работ, что есть возможность показать все периоды творчества, жанры, темы и техники керамики.

   Уже в серии дипломных миниатюрных пластов  1967-1971 годов, объединенных темами любви, дружбы («Двое»), творчества («Керамистка»)  Чистякова заявила о себе, как талантливом художнике. Сразу и навсегда она избрала область скульптурно-изобразительной керамики. Ей всегда удавалось знакомые каждому явления жизни делать фактом искусства, говоря со зрителем языком простым и ясным, в реалистической манере, без затемняющей символики или упрощений.

   Чуть позже она увлеклась деревенской тематикой («На росстани» 1977 г., «Женино детство»1977 г.), одной из первых  обратилась к пейзажу, воплощая впечатления от облика Вологды и Череповца и в традиционном терракотовом рельефе («Череповец»1977 г.), и в тарелках с подглазурной росписью, мастерски вписывая мотив в форму круга («Красный мост» 1974 г.).

   В 1980-е годы мастер обратилась к созданию рельефов, расположенных в больших круглых тарелках, но еще привлекательнее ей показалось поле квадратных, очень глубоких тарелок. В них она и разрабатывала ландшафтный и городской пейзаж, бытовую сцену, натюрморт, портрет, достигнув этом направлении подлинного совершенства. Настоящими психологическими картинами стали рельефы, навеянные реальными переживаниями (цикл «Была семья большая» 1984 г., триптих «Зимний вечер в Вологде» 1992 г., «Настроение» 1993 г.). Начиная с 1990-х годов, Татьяна Александровна стала работать  в овальных глубоких тарелках.  Художник творила и в круглой скульптуре, создавая выразительные запоминающиеся портреты, и миниатюрные жанровые композиции.

     Уже в ранних керамических пластах автор применяла цвет глазурей,  перейдя затем к созданию настоящих керамических картин, поражающих как живым дыханием пластичной формы, так и драгоценностью цветовых решений. Вологжанам памятны ее удивительные натюрморты с букетами цветов («Синий натюрморт»1990 г.) или осенних листьев («Осень» 1990 г.), нежные по цвету, добрые по чувству виды вологодских двориков, то запорошенные снегом, то овеянные весенними или осенними красками («Двор детства» 2008 г. ). В 2000-е годы Чистякова вернулась к традиционному рельефу, но лепила его не из красной глины, как было в начале творческого пути, а используя шамот и последующую роспись ангобами и солями. В результате пласты «Золотая осень» 2003 г. и «Масленица»  2004 г. стали новыми достижениями художника.

     Залогом успеха работы в керамике, важнейшим условием этой деятельности является знание и соблюдение технологии.  Этим в совершенстве владела  Татьяна Александровна, работая со всеми видами глины, учитывая при росписи богатейшие возможности глазурей, особенности и проблемы обжига. Поэтому в своих творениях она была всегда разная – в раннюю пору более монументальная, в пору зрелости – более лирическая, нежная, созерцательная. Постоянный поиск, эксперимент отвечали внутренним потребностям художника в самовыражении, отражая разные периоды ее творчества, изменения ее настроений и душевных порывов. В ее творчестве  древнее искусство керамики, обогащаясь принципами традиционных видов изобразительного искусства – живописи и скульптуры, приобрело черты классической завершенности и разнообразия решений. При всем этом творения заслуженного художника России Т.А.Чистяковой отличаются удивительно светлым, жизнеутверждающим мироощущением, цельностью гармонического постижения бытия.

Ирина Балашова, заместитель директора по научной работе, кандидат искусствоведения

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных