В Шаламовском доме c 23 февраля по 19 мая 2019 года работает тематическая художественная выставка «ОЧЕНЬ «ВКУСНЫЕ» КАРТИНЫ». Категория 0+
На выставке со столь оригинальным названием, которая открылась в Шаламовском доме, представлены живописные полотна и графические работы, на которых главным героем является снедь: хлебы и пышная сдоба, фрукты и овощи, ягоды и грибы, рыба и крабы. Глядя на них, зритель испытывает не только чувство прекрасного, любуясь работами русских художников XIX – начала XXI веков из собрания Вологодской областной картинной галереи, что говорит о присущем ему эстетическом вкусе, но и сам вкус в смысле ощущений, возникающих при взгляде на изображенные дары природы и лакомства.
В экспозиции представлены яркие, жизнеутверждающие натюрморты выдающихся мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского (Рыбы, 1917) и И.И.Машкова (Натюрморт с крабами. Гурзуф, 1925). Они отличаются крепкой продуманной композицией. Неслучайно идеолог этой
Они отличаются крепкой продуманной композицией. Неслучайно идеолог этой группировки И.И. Машков говорил: «Талантливо поставить натюрморт – это почти сделать картину». Достижения в области натюрморта этого периода нашли отражение и в творчестве последующих мастеров, обращавшихся к этому жанру. Импрессионистичность, легкость исполнения, тончайшие колористические нюансы присущи работе Н.А. Тырсы (Натюрморт с виноградом, 1931). С доброй иронией передает атмосферу мясной лавки с главным колоритным персонажем – улыбающимся продавцом в белом переднике, А.Г. Кольцова-Бычкова (Мясная лавка, 1932).
Графическая работа «Натюрморт с хлебницей и фруктами» (1928 – 1936) Н.И. Альтмана, известного художника-авангардиста, выполненная в изысканном серебристом колорите в технике акварели, гуаши, белил, решена им в реалистической манере. Композиция, колористический строй картины армянской художницы М.А. Асламазян «Японская хурма и кактус» (1947) близки к сарьяновским натюрмортам. Лаконизм выразительных средств, граничащий с аскетизмом, геометризированные формы характерны для живописной манеры эстонского художника, знатока древнерусского искусства, реставратора Н.И. Кормашова (Натюрморт с белой вазой, 1966).
Своеобразным «солнцем» в экспозиции, излучающим мощный южный темперамент, является праздничный натюрморт с фруктами З.К. Церетели (Тридцать первое декабря, 2009). Он отличается экспрессией цвета, декоративностью и монументальностью.
Несомненно, привлекут внимание зрителя и разнообразные по тематике и манере исполнения натюрморты вологодских живописцев: сочный и фактурный – В.Н. Корбакова (Яблоки и чайная посуда, 1959), продуманные и аналитичные – А.В. Пантелеева (Натюрморт с апельсинами, 1971; Сентябрь, 1986), декоративно-плоскостные, вибрирующие мелкими мазками – Г.И. Попова (Щедрая земля, 1976;Натюрморт «Ягоды», 1984), гостеприимный с самоваром – Д.В. Журавлева (Натюрморт «Мёд, кукуруза самовар», 1975), янтарно-медовый – Ю.Н. Петрова (Натюрморт «Мёд», 1980), напоенные хлебным ароматом – А.И. Смоленцевой (натюрморты: «Праздничный», 1975 и «Хлебы и вологодское кружево», 1974), тщательно прописанные, «кухонные» с овощами – В.Н. Шапкиной (Натюрморт с листом капусты и луком, 2008; Натюрморт с капустой и рябиной, 2008).
Выставка «Очень «вкусные» картины» погружает зрителя в особую атмосферу праздника и радости бытия и, что особенно удивительно, даже – соблазнительных ароматов и вкусовых ощущений.
Любовь Кербут, заведующий отделом русского искусства