Театр – это жизнь, жизнь красочная и интересная. Театр – это зеркало, в нем отражаемся мы, наши пороки и наши достоинства. Театр – это волшебная страна, попадая в которую начинаешь верить в сказку, в чудо, в настоящую любовь, в искренних и преданных друзей, во все то, чего так не хватает нам в нашем мире.
Тематическая художественная выставка «Жизнь в зеркале театра» в Шаламовском доме посвящена Году театра в России. В экспозиции представлены произведения живописи, графики XVIII – XX веков из собрания Вологодской областной картинной галереи и театральные макеты из частной коллекции. Здесь показаны портреты актеров, сцены из спектаклей, эскизы костюмов и театральных декораций, жанровые композиции в театральных интерьерах.
В русской культурной традиции театр всегда воспринимался как центр духовной, нравственной и художественной жизни. Театр – это зеркало души народа, отражение его жизни, благодаря которому люди видят, осознают и постигают себя.
Театр в России прошел путь от языческих обрядовых практик и скоморошьей ярмарки до отдельного направления в искусстве. Первым профессиональным театром в нашей стране стал общедоступный театр в Ярославле, созданный актером-любителем и знатоком драматургии и театра – купцом Ф. Г. Волковым. В 1752 году этот театр по изволению императрицы Елизаветы Петровны сыграл свои спектакли в Царском Селе, а через четыре года, в 1756, по ее указу, ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы А. П. Сумарокова).
В 1764 году известным гравером Е. П. Чемесовым по живописному оригиналу А. П. Лосенко был создан «Портрет актера Ф. Г. Волкова». Популярные русские актеры XIX столетия А.М. Каратыгина, В. И. Рязанцев и американец Айра Олдридж, успешно исполнявший роль Отелло, запечатлены на литографиях П. В. Бореля, В. Ж.-Ф. Доле, П. П. Семечкина. Динамизмом, экспрессией и эмоциональностью отличается образ Красса в балете «Спартак» в исполнении прославленного танцовщика Мариса Лиепы в ксилографиях В. А. Дувидова.
Важная часть сценического образа – это театральный костюм, помогающий перевоплощению актера. Эскиз костюма, созданный художником, – это не только наряд, но и грим, прическа, обувь и аксессуары. Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Й. Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Л. Н. Бакстом (1903). «До сих пор его костюмные макетки… остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями» – писал А. Н. Бенуа. На выставке показаны также эскизы костюмов к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (А. Н. Бенуа), к спектаклю по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» (Б М. Кустодиев), к комедии Ж.-Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк» (В. М. Ходасевич), к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (И. А. Юдина), к спектаклю «Мирандолина» по пьесе К. Гольдони (Т. И. Русанова).
Атмосферу на сцене создают и театральные декорации. Можно сказать, что декорациям столько же лет, сколько и театральному искусству, потому что даже при самых первых постановках в России уже использовали различный реквизит. Выразительностью колорита и обобщенным решением отличается эскиз декорации к балету А. К. Глазунова «Раймонда» К. А. Коровина, легкостью и изяществом – эскиз декорации к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица» Ю. И. Пименова, экспрессивностью и драматизмом – эскизы декораций к спектаклям «Анна Каренина», «Мещане», «Годы странствий» А. П. Клочкова.
Образы зрителей и волнующая атмосфера театра запечатлены в графических листах И. Е. Репина «На галерке», Б. М. Басова «В театре», Г. С. Верейского «В театре. Перед концертом».
Миру театра посвящали свои произведения и вологодские художники. Яркие выразительные образы актеров вологодских театров созданы в портретах кисти В. Н. Корбакова «Артистка Л. Харламова в роли девицы в пьесе М. Горького «Старик», «Актер В. Григорьев в роли Кота в сапогах», «Таня – артистка театра кукол». Для Вологодского областного драматического театра выполняли эскизы костюмов и декораций А. В. Пантелеев, А. А. Баканов, О.В. Пахомов.
Театральные фантазии нашли воплощение в живописных полотнах А. Б. Геннадиева, Я. Ю. Крыжевского, С. Г. Герасименко, М. В. Копьева.
Театр – это зеркало жизни. И пусть на сцене и в жизни будет больше нравственно чистых, душевно богатых зеркальных отражений!