Тематическая художественная выставка "Жизнь в зеркале театра", посвящённая году театра в России | Вологодская областная картинная галерея

Тематическая художественная выставка «Жизнь в зеркале театра», посвящённая году театра в России

26.06.2019 — 30.09.2019

Шаламовский дом

Театр – это жизнь, жизнь красочная и интересная. Театр – это зеркало, в нем отражаемся мы, наши пороки и наши достоинства. Театр – это волшебная страна, попадая в которую начинаешь верить в сказку, в чудо, в настоящую любовь, в искренних и преданных друзей, во все то, чего так не хватает нам в нашем мире.

Тематическая художественная выставка «Жизнь в зеркале театра» в Шаламовском доме посвящена Году театра в России. В экспозиции представлены произведения живописи, графики XVIII – XX веков из собрания Вологодской областной картинной галереи и театральные макеты из частной коллекции. Здесь показаны портреты актеров, сцены из спектаклей, эскизы костюмов и театральных декораций, жанровые композиции в театральных интерьерах.

В русской культурной традиции театр всегда воспринимался как центр духовной, нравственной и художественной жизни. Театр – это зеркало души народа, отражение его жизни, благодаря которому люди видят, осознают и постигают себя.

Театр в России прошел путь от языческих обрядовых практик и скоморошьей ярмарки до отдельного направления в искусстве. Первым профессиональным театром в нашей стране стал общедоступный театр в Ярославле, созданный актером-любителем и знатоком драматургии и театра – купцом Ф. Г. Волковым. В 1752 году этот театр по изволению императрицы Елизаветы Петровны сыграл свои спектакли в Царском Селе, а через четыре года, в 1756, по ее указу, ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы А. П. Сумарокова).

В 1764 году известным гравером Е. П. Чемесовым по живописному оригиналу А. П. Лосенко был создан «Портрет актера Ф. Г. Волкова». Популярные русские актеры XIX столетия А.М. Каратыгина, В. И. Рязанцев и американец Айра Олдридж, успешно исполнявший роль Отелло, запечатлены на литографиях П. В. Бореля, В. Ж.-Ф. Доле, П. П. Семечкина. Динамизмом, экспрессией и эмоциональностью отличается образ Красса в балете «Спартак» в исполнении прославленного танцовщика Мариса Лиепы в ксилографиях В. А. Дувидова.

Важная часть сценического образа – это театральный костюм, помогающий перевоплощению актера. Эскиз костюма, созданный художником, – это не только наряд, но и грим, прическа, обувь и аксессуары. Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Й. Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Л. Н. Бакстом (1903). «До сих пор его костюмные макетки… остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями» – писал А. Н. Бенуа. На выставке показаны также эскизы костюмов к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (А. Н. Бенуа), к спектаклю по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» (Б М. Кустодиев), к комедии Ж.-Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк» (В. М. Ходасевич), к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (И. А. Юдина), к спектаклю «Мирандолина» по пьесе К. Гольдони (Т. И. Русанова).

Атмосферу на сцене создают и театральные декорации. Можно сказать, что декорациям столько же лет, сколько и театральному искусству, потому что даже при самых первых постановках в России уже использовали различный реквизит. Выразительностью колорита и обобщенным решением отличается эскиз декорации к балету А. К. Глазунова «Раймонда» К. А. Коровина, легкостью и изяществом – эскиз декорации к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица» Ю. И. Пименова, экспрессивностью и драматизмом – эскизы декораций к спектаклям «Анна Каренина», «Мещане», «Годы странствий» А. П. Клочкова.

Образы зрителей и волнующая атмосфера театра запечатлены в графических листах И. Е. Репина «На галерке», Б. М. Басова «В театре», Г. С. Верейского «В театре. Перед концертом».

Миру театра посвящали свои произведения и вологодские художники. Яркие выразительные образы актеров вологодских театров созданы в портретах кисти В. Н. Корбакова «Артистка Л. Харламова в роли девицы в пьесе М. Горького «Старик», «Актер В. Григорьев в роли Кота в сапогах», «Таня – артистка театра кукол». Для Вологодского областного драматического театра выполняли эскизы костюмов и декораций А. В. Пантелеев, А. А. Баканов, О.В. Пахомов.

Театральные фантазии нашли воплощение в живописных полотнах А. Б. Геннадиева, Я. Ю. Крыжевского, С. Г. Герасименко, М. В. Копьева.

Театр – это зеркало жизни. И пусть на сцене и в жизни будет больше нравственно чистых, душевно богатых зеркальных отражений!

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных