Валерий Николаевич Страхов на сегодняшний день самый титулованный художник Вологодской области: народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в Москве.
Искусствовед Виктор Калашников писал, что Страхов уже в годы учебы в московском вузе нес в душе зерно большого живописного сказания о северных землях. С юности он был захвачен прозой Василия Белова и поэзией Николая Рубцова. Дипломная картина начинающего художника обозначила целое направление в российской живописи. Это был Вологодский кремль, увиденный сквозь панораму старых деревянных, украшенных резьбой, домов. Так в современной Вологде появился художник, понимающий ее непреходящую, истинную красоту. С тех пор и по сей день живописца с этюдником можно встретить на исторических улицах Вологды.
В институте благодаря педагогам, прежде всего Н. Третьякову, Валерий постигал глубину православного искусства, иконописи, архитектуры. Тогда же он начал писать Спасо-Прилуцкий и Кирилло-Белозерский монастыри. Художник смотрел на архитектурный пейзаж глазами русского паломника – от святыни к святыне, поэтому встреча с церковью для него – событие. Она всегда озарена светом.
Поселившись в Вологде, он почувствовал, что город удивительно соразмерен человеку, его жизни. Внимательный взгляд не мог не привлечь особый тип деревянного дома с крыльцом-балконом. Надо отметить, что изображение домов для Страхова всегда согрето мыслями о живущих в них людях. Пейзаж для него – особое, обжитое человеком пространство бытия. Поэтому вологжане-старожилы, всматриваясь в его тонко исполненные натурные мотивы, часто освещенные солнцем, такие живые и трепетные, вспоминают свое детство и то чувство счастья и уюта, которое испытывали на этих улочках, когда можно было зайти в любой дом и попросить воды из колодца, посидеть на крылечке…
Круг интересов В.Н. Страхова не замыкался Вологодской землей. По инициативе Василия Ивановича Белова он отправился с писателем на остров Валаам. Святому архипелагу он отдал двадцать лет своей жизни. Особая среда монастыря, водные просторы, суровость климата потребовали выработки новых художественных приемов, работы в темпере. Погрузившись в мир православных ценностей, живописец впоследствии неоднократно посещал монастыри Святого Афона, создав большой живописный цикл.
В последние годы в творчестве В.Н. Страхова большое место занимает Москва. Столицу государства Российского он пишет поистине державно. Это сам Кремль, соборы, интерьеры Большого Кремлевского дворца.
Прославили Страхова большие панорамные, эпические по духу пейзажи, композиции которых строятся фризообразно. В камерных фрагментарных мотивах он любит найти особый ракурс, придающий динамику знакомым объектам. В своих работах живописец объективен, но точность его непротокольна; в пейзажах и интерьерах – удивительное чувство жизни, непосредственности; в ином случае – строгая сдержанность. Продолжая традиции русской реалистической живописи, заложенные в XIX веке А. Венециановым и А. Саврасовым, в ХХ веке – А. Пластовым, В. Стожаровым, В. Цыплаковым и Ю. Кугачем, – художник одновременно является законодателем художественного реализма XXI века.
Валерий Николаевич Страхов – ученик Цыплакова, последний хранитель традиции валёрно-колористической живописи, поэтому для него свет, «светолитие» есть форма выражения трудноуловимых духовно-национальных интуиций. Всматриваясь в его пейзажи, можно процитировать слова А.Г. Венецианова: «Зрение есть форма, с помощью которой душа, получая понятие света чувственного, возносится к нравственному».
Это счастливое, вечное есть еще в нашем городе, надо только уметь его увидеть и сохранить. Валерий Страхов – тот, кто не дает уйти старой Вологде, соединяет прошлое и настоящее.