27 мая в 17-00 в Центральном выставочном зале ВОКГ открывается выставка «Душа Севера в керамике Татьяны Чистяковой». Новая выставка заслуженного художника России Чистяковой Татьяны Александровны знакомит зрителей с двумя стами произведениями, выполненными автором за более чем полвека. Собраны они из крупнейших музеев Вологодчины – Кирилло-Белозерского музея заповедника, Вологодского музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи, из творческой мастерской художника. В течении вот уже многих десятилетий Т.А.Чистякова является одним из самых востребованных художников Вологодчины, а ее творчество воспринимается неотъемлемой частью вологодской изобразительной культуры, поэтому ее персональные выставки проходят во многих городах России и за рубежом. Подобно своим старшим товарищам народным художникам России Владимиру Корбакову и Джанне Тутунджан, сформировавшим вологодскую школу живописи и графики, она стала создателем и лидером вологодской керамической школы: ее творческие поиски и достижения являются примером для мастеров среднего и молодого поколения. Еще в юности Чистякова избрала главной темой творчества жизнь людей Русского Севера, неброскую, но такую задушевную красоту природы. Изображая в керамике монастыри и храмы Вологодчины, деревянную архитектуру северных городов, быт крестьян и горожан, художник неустанно воспитывает идеалы гуманизма, духовности, любви к своей Родине. Она говорит со зрителем языком простым и ясным, в реалистической манере, без затемняющей символики или упрощений. А содержательность и глубина смысла, гуманизм общего содержания произведений определялись особенностями мироотношения художника : главным качеством ее как человека является теплота и любовь к людям, интерес и сочувствие к их болям и радостям, готовность всегда прийти на помощь. Острая восприимчивость к явлениям жизни и кипучая творческая энергия обусловили широчайший спектр возможностей художника. Татьяна Чистякова наделена от природы абсолютным чувством формы, она органически чувствует природу пластики, поэтому ей подвластны все ее виды от монументальной до миниатюрной. Традиционно художников, работающих с керамикой, относят в сферу декоративно-прикладного творчества, хотя Т.Чистякова тяготеет как к скульптуре, так и к живописи. Ее излюбленной скульптурной формой является рельеф, в котором она разрабатывает ландшафтный и городской пейзаж, бытовую сцену, натюрморт и портрет. Художник работает и в круглой скульптуре, создавая портреты и миниатюрные жанровые композиции. Уже в ранних керамических пластах автор применяла цвет глазурей, позже перейдя к созданию настоящих керамических картин. Так, можно сказать, счастливо получилось, что в творчестве Чистяковой этот вид искусства, обогащаясь принципами традиционных видов изобразительного искусства — живописи и скульптуры, приобрел черты классической завершённости и разнообразия решений. Знание и соблюдение технологии является важнейшим условием деятельности художника-керамиста, этим в совершенстве владеет Татьяна Чистякова, работая с красной глиной и шамотом, применяя все виды росписей, зная богатейшие возможности глазурей, особенности и проблемы обжига. Поэтому в своих творениях она всегда разная – в раннюю пору более монументальная, сегодня более лирическая, нежная, созерцательная. Постоянный поиск, эксперимент отвечают внутренним потребностям художника в самовыражении, отражая разные периоды ее творчества, изменения ее настроений и душевных порывов. Все это является несомненным залогом дальнейшего развития и новых свершений в искусстве.
Ирина Балашова, заместитель директора по научной работе ВОКГ