ГИМН СЕВЕРНОЙ МАГНИТКЕ
Традиции индустриального пейзажа в искусстве Вологодчины начали складываться в конце 1950-х годов и были связаны со строительством Череповецкого завода, одного из крупнейших металлургических заводов в России, на котором 24 августа 1955 года на доменной печи №1 был получен первый чугун.
К теме индустриального пейзажа в разное время обращались художники-графики академик Владимир Ветрогонский, Анатолий Наговицын, Юрий Карцев. С большим интересом относился к индустриальному пейзажу академик Владимир Корбаков. Металлургический завод стал основной темой творческой жизни для Николая Гришачева. Они входили в специально созданную индустриальную группу художников-живописцев, наблюдали за строительством новых технических объектов, делали натурные зарисовки трудовых процессов, портреты строителей и металлургов. В Череповце к индустриальной теме обращались скульпторы Алексей Щепёлкин, Михаил Каменский, Геннадий Контарев, Текуса Контарева, Александр Шебунин. В 70-х годах «индустриальная струя» вологодского искусства получила сильное подкрепление в лице признанного мастера промышленного пейзажа Александра Пантелеева. Сегодня интерес к производственной тематике вновь становится актуальным. В мае 2015 года, в канун 60-летия компании «Северсталь», по инициативе заслуженного художника РФ Александра Шебунина на Череповецком металлургическом комбинате состоялся Межрегиональный индустриальный пленэр. Он принял ведущих художников России из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Петрозаводска, Кирова, Пскова, участниками его стали восемь художников из Вологодской области.
На выставке в Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева областной картинной галереи «Гимн Северной Магнитке» представлено более сорока пейзажей промышленного производства. Она знакомит с произведениями мастеров старшего поколения и работами современных художников Череповца и Вологды. Сегодня продолжение «стальной истории» получило новое выражение в произведениях современных вологодских авторов, многие из которых впервые оказались на череповецкой промплощадке. Одних заинтересовало богатство форм и линий в сложнейших конструкциях (Зубков Р.В. «Конвертерное производство», 2015), других – отображение самих производственных процессов на территории комбината и внутри цехов (Карпачёва О.В. «В локомотивном депо Северстали», 2015; «В листопрокатном цехе», 2015). Авторы искали свои приемы в выражении заводского колорита (Калинич М.М. «Серый день», 2015), искали возможности передачи игры света и тени в завораживающей магии раскаленного металла (Шебунин А. М. «Рождение проката», 2015; Иоганн А.В. «В разливочном цеху», 2015). Получив уникальную возможность наблюдать за таинством рождения чугуна и стали, многие из художников позднее передали свои яркие впечатления в произведениях, созданных в мастерских (Попов В.В. «Плавка металла», 2015).