Огненный мир Геннадия Осиева
Выставка вологодского живописца и графика Геннадия Николаевича Осиева в Шаламовском доме посвящена 70-летию со дня рождения художника. Он принадлежал к той группе художников, которые пусть не заняли командных высот в искусстве, зато сумели найти свой неповторимый взгляд на мир и выразить его в адекватной стилистике. Осиева уже с первых шагов в искусстве отличала большая драматическая, тревожная интонация, он взволнованно, страстно переживал мир, клокоча как вулкан. Сложная он был натура, не без недостатков. Но всегда был искренен, правдив. Бабушка Агния Ивановская привила любовь к красоте мира через сказку и рукоделие. Гена научился вышивать, и рисовать начал рано. Посещал изостудию в родном Великом Устюге, а в 12 лет решил посвятить себя искусству и закончил Ярославское художественное училище. После училища вернулся в Вологду, много путешествовал по области, был на Соловках, в Кижах. Побывал в таких экзотических для северянина местах, как Киргизия и Венгрия. Геннадий дружил с графиками Валентином Едемским и Евгением Шевченко, они вместе ездили на пленэры, в Москву, на выставки, спорили об искусстве, проводили совместные выставки. В 1970-е годы Осиев писал пастозно, густо, стремясь к богатству колористических решений («Праздник Русской зимы в Великом Устюге», «Автопортрет в зеркале»). Но его тянуло к драматическим темам. В 1979 году после посещения Опокстроя на Сухоне в 72 км от Великого Устюга он приступил к созданию серии пейзажей в графике и живописи. «Впервые я услышал об этом месте, как проклятом, еще в 50-х годах. Там на маленьком пятачке покоятся десятки тысяч неповинных ни в чем людей. Они воздвигали своими руками себе природный памятник из земли и дерева. Именно эту идею я и хотел выразить в эпическом образе северной природы в пейзаже «Опоки». К этой теме я возвращался в течение десяти лет», – говорил в интервью художник. В это же время у него шла работа над серией картин «Праздники». Было сделано множество эскизов, 3 варианта картины «Празднование Русской зимы». В них живописец стремился передать круговорот жизни. «Семидесятые годы для меня прошли под знаком с одной стороны – праздника бытия, с другой – драмы несостоявшегося. Эти два начала легли в основу моего критического отношения к жизненным событиям. Это проявилось в серии графических пейзажей, посвященных экологии. Поэтому я изменил пластический язык. Форма стала более заостренной, даже ломкой». Действительно, с этого времени граненость, даже графичность форм и аскетический колорит, построенный, особенно первое время, на разнообразных градациях охр и оранжевых тонов, станет приметой его зрелой живописи. Цвет огня, глины, самого рыжеволосого Геннадия Осиева. Только с середины 1980-х живописец начнет работать в более разнообразной цветовой гамме. Еще в 1970-е годы Осиева захватила поэзия Николая Рубцова; в жанровом полотне «Заправочная» 1978 года он опосредованно приближался к его миру. А в 1980-е художник вышел на тему Рубцова уже серьезно, основательно. Изучал материал, буквально уйдя в него с головой, ему все было интересно о Николае Михайловиче. У него были полотна то романтического характера, где Рубцов качается на качелях, то более бытового, где поэт стоит у избы. А в 1987 году появился самый знаменитый образ Николая Рубцова словно вырубленный из камня или выкованный из стали. Лицо было взято с одной из знаменитых фотопортретов поэта 1960-х годов, правильно был выбран фон – темно-синее небо в сумерки создавало драматический образ поэта. Фигура не просто возвышается над селом Никола, внимательно всмотревшись в картину, замечаешь, что силуэт Рубцова поднимается из самой реки Толшмы, и он как божество царит над миром. «Николай Рубцов близок и дорог мне как поэт, но я хотел через его образ передать черты, присущие герою нашего (моего) времени. На мой взгляд, в жизни и судьбе этого одаренного русского человека соединились страдания народа и его неуспокоенность, которая, как мы знаем, зачастую ведет к трагическому исходу», – говорил художник. Потом появилось большое полотно «Здравствуй, Филя», посвященное конкретному стихотворению. В этом была видна смелость Геннадия: он уже шел в искусстве, как пароход на всех парах. Мы ждали его следующих открытий. Художник провел первую персональную выставку – ему сопутствовал заслуженный успех. Но на лету эта песня была оборвана.
Ирина Балашова, заслуженный работник культуры Вологодской области, кандидат искусствоведения