Судьба Михаила Алексеевича Ларичева во многом типична для его поколения: прекрасная мирная жизнь и ужасы войны переплелись в ней в нерасторжимый клубок. Он родился в деревне Лебзово Усть-Кубинского района Вологодской области, затем семья переехала в Сокол, здесь Михаил стал посещать студию В.В.Тимофеева. В 1937 году Ларичев поступил в Рязанское художественное училище. В 1939 году, с третьего курса был призван в армию, а с марта 1941 года обучался в полковой школе города Несвижа Брестской области. Поэтому из вологодских художников М.Ларичев раньше всех попал в горнило Великой Отечественной войны. Его ждали жестокие бои на Западном фронте, контузия, изнурительная борьба с голодом и тщетная попытка прорваться к своим в условиях окружения, плен. Там он в 1942-1943 годах работал на каменоломнях в баварском городе Флоссенбург, с весны 1943-го был отправлен в концлагерь Заксенхаузен, где оказался в одном блоке и в одной десятке с генералом Д. М. Карбышевым. В январе 1945 года Ларичев был переведен в Бухенвальд, откуда весной и был освобожден советскими войсками. В конце жизни М.А.Ларичев воплотил свои воспоминания о концлагерях в уникальной серии живописных полотен, создав непередаваемые по правдивости и силе художественного воздействия образы.
После всего перенесенного в годы войны художник не сломился, сохранил оптимизм, волю к действию, вернулся к своей профессиональной деятельности: писал пейзажи, портреты, натюрморты. Часто с В.Корбаковым и Н.Баскаковым, еще студентами, выходил на этюды. Как уроженцу села, ему была близка деревенская тема. Образы пастухов, доярок часты в его творчестве. В начале своего творчества Михаил Ларичев неоднократно обращался к автопортрету, приобретая опыт для дальнейшей работы над портретами-типами сельских жителей, принесшие ему известность («Коммуны рядовой», «Все на ферму», «Ветеран»). Главным жанром для Ларичева, все же, был пейзаж. Еще в юности, проводя каникулы в родном Соколе, он часто отправлялся на этюды с учителем, и оказался одним из самых талантливых учеников Тимофеева, переняв его главное качество – любовь к пейзажу и пленэризм (особенное внимание к передаче свето-воздушной среды, достигаемое в работе на открытом воздухе – пленэре).