"Разговор издалека" - выставка к 75-летию со дня рождения заслуженного художника России Олега Пахомова | Вологодская областная картинная галерея

«Разговор издалека» — выставка к 75-летию со дня рождения заслуженного художника России Олега Пахомова

75-летию со дня рождения заслуженного художника России Олега Васильевича Пахомова (1950–2012) посвящена выставка «Разговор издалека» в Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи. Он был одним из самых неординарных и ярких живописцев Вологды, в большей степени получив известность как сценограф и дизайнер музейных экспозиций. Основу выставки составили произведения живописи и графики из музейных фондов и собрания семьи художника.
В 1985 году Олег Пахомов приехал в Вологду для работы главным художником Вологодского областного драматического театра. В 1989 году он оставил театр и у него появились первые заказы на оформление музеев. Зародившись на подмостках сцены, его живопись получила свое развитие в работе с музейными коллекциями. Что характерно, художник всегда тщательно продумывал и выверял каждую свою работу, а одним из главных его качеств была режиссура эскизов к спектаклю, музейной экспозиции и картины.
На протяжении всего его творческого пути главным жанром был и оставался романтический пейзаж. В произведениях живописи Олег Васильевич выбирал близкую ему среду обитания. Однажды найденная тема – классическое искусство и большая русская литература – прошла через все его творчество. Примером тому могут быть представленные в экспозиции эскизы декораций к спектаклю Вологодского областного драматического театра «Повести Белкина» по циклу повестей А.С. Пушкина (1990).
Усадебная жизнь и неповторимая красота природы во многом вдохновляла литераторов и живописцев на создание бессмертных произведений. «Пахомов-живописец тяготеет к тому, что напоминает о тех, кто любовался изображенным пейзажем много лет назад и мы, вместе с художником размышляем о своем существовании в этих местах и этот «разговор издалека» представляется мне очень ценным качеством произведений Пахомова», – говорил о нем заслуженный художник России М.В. Копьев.
Изображая романтическую среду, автор увлекался сам и вел за собой зрителя, постепенно, шаг за шагом открывая скрытый от посторонних глаз внутренний мир художника-романтика. Очень интересным, по мнению специалистов, видится то значение, которое художник придавал тени в пейзаже. В ряде работ он погружал в вечернюю тень деревья, пруды, дорожки, тем самым создавая романтическую среду со своей таинственной тихой жизнью, как, например, в картине «Пикник в усадьбе» (2007).
В последние годы он активно работал в технике цветной пастели, которая позволила ему совместить живописные и графические приемы, особенно тонко передать романтику и прелесть окружающего мира. Картины художника «Васильки» (2009), «Тишина» (2009), «Родной России уголок» (2000-е) пронизаны тонкой, ностальгической грустью по ушедшей в небытие русской дворянской культуре. Жизнь обитателей усадеб в атмосфере гармонии с природой воспитывала любовь к своему дому и ко всему окружающему. В единении с природой в человеке развивались самые высокие качества, открывались творческие способности и возможность духовного развития. Обращают внимание работы: «Христос Воскресе!» (1991) и «Спас яблочный» (2008). В архитектурных пейзажах «Владимирская церковь. Вологда» (1994), «В Прилуках» (2005), «Вологодский Кремль» (2010) тема духовности находит свое продолжение.

Умение ценить и сохранять предметы быта, которые затем передавались следующим поколениям в качестве семейных реликвий, находило свое отражение в натюрмортах художника. В полотне «О русской усадьбе замолвлю я слово» (1994) он собрал свои любимые предметы: старинное пианино с подсвечниками, покрытыми вуалью, бокал рубинового вина и выцветшие фотографии. Они не кажутся здесь случайными, ведь художник снова погружает нас в мир прекрасной мечты и дорогих ему фантазий.
Выставка Олега Пахомова – это своеобразное путешествие в прошлое, где автор приглашает зрителя к созерцательному размышлению о времени, о природе, об ушедшем и присутствующем сейчас. В картинах художника продолжают жить традиции дворянских родовых гнезд и память об их давно ушедших из жизни обитателях.

 

 «Барышня. Эскиз декорации к спектаклю «Повести Белкина» по циклу повестей А.Пушкина. Вологодский областной драматический театр». 1990. Бумага, акварель. Собрание Вологодской областной картинной галереи

«О русской усадьбе замолвлю я слово». 1993. Холст, масло. Собрание ВОКГ

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных