75-летию со дня рождения заслуженного художника России Олега Васильевича Пахомова (1950–2012) посвящена выставка «Разговор издалека» в Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи. Он был одним из самых неординарных и ярких живописцев Вологды, в большей степени получив известность как сценограф и дизайнер музейных экспозиций. Основу выставки составили произведения живописи и графики из музейных фондов и собрания семьи художника.
В 1985 году Олег Пахомов приехал в Вологду для работы главным художником Вологодского областного драматического театра. В 1989 году он оставил театр и у него появились первые заказы на оформление музеев. Зародившись на подмостках сцены, его живопись получила свое развитие в работе с музейными коллекциями. Что характерно, художник всегда тщательно продумывал и выверял каждую свою работу, а одним из главных его качеств была режиссура эскизов к спектаклю, музейной экспозиции и картины.
На протяжении всего его творческого пути главным жанром был и оставался романтический пейзаж. В произведениях живописи Олег Васильевич выбирал близкую ему среду обитания. Однажды найденная тема – классическое искусство и большая русская литература – прошла через все его творчество. Примером тому могут быть представленные в экспозиции эскизы декораций к спектаклю Вологодского областного драматического театра «Повести Белкина» по циклу повестей А.С. Пушкина (1990).
Усадебная жизнь и неповторимая красота природы во многом вдохновляла литераторов и живописцев на создание бессмертных произведений. «Пахомов-живописец тяготеет к тому, что напоминает о тех, кто любовался изображенным пейзажем много лет назад и мы, вместе с художником размышляем о своем существовании в этих местах и этот «разговор издалека» представляется мне очень ценным качеством произведений Пахомова», – говорил о нем заслуженный художник России М.В. Копьев.
Изображая романтическую среду, автор увлекался сам и вел за собой зрителя, постепенно, шаг за шагом открывая скрытый от посторонних глаз внутренний мир художника-романтика. Очень интересным, по мнению специалистов, видится то значение, которое художник придавал тени в пейзаже. В ряде работ он погружал в вечернюю тень деревья, пруды, дорожки, тем самым создавая романтическую среду со своей таинственной тихой жизнью, как, например, в картине «Пикник в усадьбе» (2007).
В последние годы он активно работал в технике цветной пастели, которая позволила ему совместить живописные и графические приемы, особенно тонко передать романтику и прелесть окружающего мира. Картины художника «Васильки» (2009), «Тишина» (2009), «Родной России уголок» (2000-е) пронизаны тонкой, ностальгической грустью по ушедшей в небытие русской дворянской культуре. Жизнь обитателей усадеб в атмосфере гармонии с природой воспитывала любовь к своему дому и ко всему окружающему. В единении с природой в человеке развивались самые высокие качества, открывались творческие способности и возможность духовного развития. Обращают внимание работы: «Христос Воскресе!» (1991) и «Спас яблочный» (2008). В архитектурных пейзажах «Владимирская церковь. Вологда» (1994), «В Прилуках» (2005), «Вологодский Кремль» (2010) тема духовности находит свое продолжение.
Умение ценить и сохранять предметы быта, которые затем передавались следующим поколениям в качестве семейных реликвий, находило свое отражение в натюрмортах художника. В полотне «О русской усадьбе замолвлю я слово» (1994) он собрал свои любимые предметы: старинное пианино с подсвечниками, покрытыми вуалью, бокал рубинового вина и выцветшие фотографии. Они не кажутся здесь случайными, ведь художник снова погружает нас в мир прекрасной мечты и дорогих ему фантазий.
Выставка Олега Пахомова – это своеобразное путешествие в прошлое, где автор приглашает зрителя к созерцательному размышлению о времени, о природе, об ушедшем и присутствующем сейчас. В картинах художника продолжают жить традиции дворянских родовых гнезд и память об их давно ушедших из жизни обитателях.
«Барышня. Эскиз декорации к спектаклю «Повести Белкина» по циклу повестей А.Пушкина. Вологодский областной драматический театр». 1990. Бумага, акварель. Собрание Вологодской областной картинной галереи
«О русской усадьбе замолвлю я слово». 1993. Холст, масло. Собрание ВОКГ