С 10 апреля по 6 июня в ММ художника А.Пантелеева работает выставка «Образы литературы в творчестве А.В. Пантелеева из фондов ВОКГ». Литература занимала огромное место в жизни Александра Васильевича Пантелеева. Она во многом сформировала его мировоззрение, влияя на творчество, питала новые темы и всегда была необходимым источником интеллектуальных радостей. Пантелеев был одним из самых читающих художников Вологды и до конца дней испытывал потребность в литературе. Родители художника были связаны с театром, постоянно гастролируя, бывали времена, когда их квартира располагалась прямо в здании театра. Поэтому знакомство с классической литературой началось для него с раннего детства с драматургии, слышанных в репетиционных комнатах и зрительном зале монологах и диалогах в пьесах В.Шекспира и Ф.Шиллера, Лопе де Вега и А.Грибоедова. С детства и на всю жизнь любимым оставался А.С.Пушкин. В мастерской художника, в красном углу, рядом с иконой висела репродукция знаменитого портрета Пушкина кисти О.А.Кипренского. Заканчивая художественное училище в Уфе, Александр Пантелеев на диплом взял тему «Пушкин в гостях у башкир», успешно исполнив эту картину. В годы юности начинающего художника особенно влекли романтические поэмы А. С. Пушкина. Так в 1964 году он сделал эскизы декораций к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», образы природы, сады Черномора были навеяны чарующей красотой Крыма, куда художник часто ездил, начиная с 1950-х годов. В 1969 году молодой сценограф получил официальный заказ на постановку балета Б.Асафьева «Бахчисарайский фонта» в Уфимском театре оперы и балета, успех декораций и костюмов был необычаен, спектакль шел несколько лет. В те же годы Пантелеев начинал работать над оформлением оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в Свердловске. В 1977 году, словно набравшись смелости и подводя итоги долгого общения с искусством Пушкина, живописец обращается к поэту напрямую, так возникает программное полотно «К поэту». Картина стала значительным фактом его творческой биографии. Чеканной формой строгой композиции автор выразил не только свое преклонение, но и понимание поэзии, самой судьбы великого человека. «Пушкин на Черной речке» – так объяснял живописец свой творческий замысел, хотя на нем ни самого Пушкина, ни Черной речки…Все это предощущается талантливым зрителем, фактическим соавтором художника. Пушкинская тема так захватила Пантелеева, что появятся полотна «Муза» 1977, «Белая ночь» 1980, «Сонет памяти Пушкина» 1981. Еще в 1979 году он начинал писать «Пушкинский натюрморт» с дуэльными пистолетами, но не закончил. После поездки в 1986 году в Ленинград у живописца возник замысел написать полотно парное к картине «К поэту» – «Ссора» с портретами Александра Сергеевича и Натали. Среди романтических увлечений в литературе у Пантелеева юных лет был и М. Ю. Лермонтов, его поэма «Демон», результатом стали эскизы декораций к опере А. Г. Рубинштейна «Демон». Уже в 1960-е годы художник был чрезвычайно захвачен поэзией и образом испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Не имея возможности посетить Испанию, Пантелеев находит природу, созвучную, на его взгляд, образам поэта в Крыму, так в 1967 году появляется полотно «Памяти Гарсиа Лорки», оно вошло в серию монументальных натюрмортов с кактусами и окрасило их в свои драматические тона. Не менее волновала интеллектуала Пантелеева литература античности и эпохи Возрождения. После поездки в Италию в 1979 году живописец создал «Итальянскую серию», в которой зритель мог убедиться, как созвучны величавые ритмы, поэтика Данте и Петрарки пластическим образам в живописи, графике, сценографии Александра Пантелеева. В 1980 году появится картина «Памяти Франческо Петрарки». Так в творчестве художника ХХ века складывается литературный триптих посвящений: Ф. Г. Лорке, А. С. Пушкину, Ф. Петрарке. Выбор имен многое может сказать о художнике, показать глубину и многообразие его интересов. Литература активно существовала и в быту художника. В его вологодской мастерской, в красном углу, рядом с иконой висела репродукция знаменитого портрета Пушкина кисти О. А. Кипренского. На полках стояла разнообразная литература, самыми читаемыми изданиями были книги Пушкина. Как ни придешь в гости к художнику, то он, если не у мольберта, так с книгой. В мастерской существовала никогда не нарушаемая традиция – собираться в день рождения и в день гибели поэта. Эта традиция была продолжена и после смерти художника. В 1991 году, еще до официального открытия мемориальной мастерской А. В.Пантелеева, прошел такой вечер, с показом картин «Пушкинского цикла» и декламацией актеров Вологодского драматического театра. А в 1994 году состоялась целая выставка «Пушкинская тема в жизни и творчестве А. В. Пантелеева», с проведением моноспектакля «Пушкин и его музы» в исполнении учащихся школы № 1. Из западноевропейской литературы Пантелеев особенно ценил французскую. В последние годы он увлекся современной американской прозой. В русской литературе, которую он, конечно, знал блестяще, помимо Пушкина сохранил до конца жизни интерес с Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому, М. Е. Салтыкову-Щедрину. Из российских писателей начала ХХ века ценил В. В. Набокова и А. П. Платонова, их писателей-современников любил В. Г. Распутина, Ч. Т. Айтматова, Ф. А. Искандера, крепкая дружба связывала Пантелеева с В. П. Астафьевым. Собирая устные и письменные высказывания Александра Васильевича Пантелеева о литературе, делаешь вывод, который, казалось бы, не вяжется с образами его искусства. Этот рационально мысливший человек ценил в искусстве больше чем интеллектуальную высоту и игру ума – сердечность, способность автора сопереживать своим героям. Знание этого позволяет по- новому взглянуть на его живописные полотна, рисунки, сценографические проекты. А молодым и начинающим художникам факт столь глубокого увлечения А. В. Пантелеева литературой дает посыл к их собственному погружению в мир поэзии и прозы, без которых не мыслим ни один талант, в какой бы сфере искусства он не реализовывался.
Ирина Балашова, заместитель директора по научной работе ВОКГ