МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»
ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА
«КУПЧИХА» БОРИСА КУСТОДИЕВА»
К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА
В юбилейный год знаменитого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927), выдающегося мастера жанровых сцен русского купеческого быта, в Шаламовском доме в рамках выставочного проекта «Уникальный экспонат» представлена его удивительная работа из запасников Вологодской областной картинной галереи – «Купчиха», выполненная в технике акварели. Русским Рубенсом называли современники художника, воспевавшего красоту дородных, пышущих здоровьем русских женщин.Олицетворением идеала народной красоты является и образ молодой купчихи, запечатленный художником в 1919 году. Время создания произведения было трудным и напряженным в жизни Б.М. Кустодиева: Гражданская война, экономическая и социальная нестабильность общества, болезнь самого автора (три года он уже не вставал с кресла после операции и диагноза – паралич ног). «Устали мы все страшно», – писал он в это время. Но, когда мы смотрим на эту пышнотелую, улыбающуюся купчиху на фоне летнего городского пейзажа, забываем о трудностях, выпавших на долю художника, столь велика и оптимистична сила его искусства. Российские реалии 1917 – 1920 годов заставляли художника бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Даже в этой ситуации он постоянно работает и откликается на просьбу Ф.И. Шаляпина оформить оперный спектакль по пьесе А.Н. Островского «Вражья сила» для Мариинского театра. С произведениями любимого драматурга тематически связаны ранние живописные циклы Б.М. Кустодиева, обращенные к теме патриархальной России. Эту тему продолжает он, но уже в графике и после революции. И не эти ли акварели 1919 года выливаются в серию рисунков «Русь. Русские типы», вышедшую в 1923 году отдельным изданием. В предисловии к нему Е.И. Замятин пишет о сказочном городе Кустодиеве, где, как карусели, кружатся веселые ярмарки с балаганами и лотками, проходят медведи-купцы, «и над всеми – красавица, настоящая красавица русская, не какая-нибудь питерская вертунья-оса, а – как Волга: вальяжная, медленная, полногрудая…». Разработку образа купчихи художник начал еще в 1912 году, находясь на лечении в Швейцарии. В трудные для художника и для России 1915, а затем и 1919 годы он снова возвращается к этой теме, как будто ищет в ней спасение и поддержку. И каждый новый вариант, созданный автором, лишь дополняет главную идею – утверждение идеала народного национального представления о красоте и гармонии, покое и уюте русского мира.