ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА "КУПЧИХА" БОРИСА КУСТОДИЕВА". К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА | Вологодская областная картинная галерея

ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА «КУПЧИХА» БОРИСА КУСТОДИЕВА». К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

23.03.2018 — 30.04.2018

Шаламовский дом

МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ  «УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»

ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

«КУПЧИХА» БОРИСА КУСТОДИЕВА»

К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

В юбилейный год знаменитого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927), выдающегося мастера жанровых сцен русского купеческого быта, в Шаламовском доме в рамках выставочного проекта «Уникальный экспонат» представлена его удивительная работа из запасников  Вологодской областной картинной галереи – «Купчиха», выполненная в технике акварели. Русским Рубенсом называли современники художника, воспевавшего красоту дородных,  пышущих здоровьем русских женщин.Олицетворением идеала народной красоты является и образ молодой купчихи, запечатленный художником в 1919 году. Время создания произведения было трудным и напряженным в жизни Б.М. Кустодиева: Гражданская война, экономическая и социальная нестабильность общества, болезнь самого  автора (три года он уже не вставал  с кресла после операции и диагноза – паралич ног).  «Устали мы все страшно», – писал он в это время.  Но, когда мы смотрим на эту пышнотелую, улыбающуюся купчиху на фоне летнего городского пейзажа, забываем о трудностях, выпавших на долю художника, столь велика и оптимистична сила его искусства. Российские реалии 1917 – 1920 годов заставляли художника бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Даже в этой ситуации он постоянно работает и откликается на просьбу Ф.И. Шаляпина оформить оперный спектакль по пьесе А.Н. Островского «Вражья сила» для Мариинского театра. С произведениями любимого  драматурга тематически связаны ранние  живописные циклы Б.М. Кустодиева, обращенные к теме патриархальной России. Эту тему продолжает он, но уже в графике и после революции. И не эти ли акварели 1919 года выливаются в серию рисунков «Русь. Русские типы», вышедшую в 1923 году отдельным изданием. В предисловии к нему Е.И. Замятин пишет о сказочном городе Кустодиеве, где, как карусели, кружатся веселые ярмарки с балаганами и лотками, проходят медведи-купцы, «и над всеми – красавица, настоящая красавица русская, не какая-нибудь питерская вертунья-оса, а – как Волга: вальяжная, медленная, полногрудая…». Разработку образа  купчихи художник начал еще в 1912 году, находясь на лечении в Швейцарии. В трудные для художника и для России 1915, а затем и 1919 годы  он снова возвращается к этой теме, как будто ищет в ней спасение и поддержку. И каждый новый вариант, созданный автором, лишь дополняет главную идею – утверждение идеала  народного национального представления о красоте и гармонии, покое  и уюте русского мира. 

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных