МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»
С 14 сентября по 14 октября 2018 года в Шаламовском доме пройдет выставка одного музейного предмета «ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II» ВАЛЕНТИНА СЕРОВА В ГРАВЮРЕ МИХАИЛА РУНДАЛЬЦОВА» К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ II.
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего русского государя и 110 лет со времени его трагической гибели. Николай II (1868 – 1918) происходил из императорского дома Романовых, был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. С 1894 по 1917 – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (1894-1917).
Правление Николая II было ознаменовано высоким экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905 – 1907 годов, Февральскую революцию и Октябрьскую революцию 1917 года; во внешней политике – экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.
Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года, после чего находился вместе с семьёй под домашним арестом в Александровском дворце Царского Села. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Прославлен (вместе с женой и детьми) в лике святых Русской православной церковью как страстотерпец 20 августа 2000 года, ранее, в 1981 году, прославлен Русской зарубежной церковью как мученик.
В иконографии Николая II большой интерес представляет живописный портрет, созданный в 1900 году знаменитым художником, прославленным портретистом Валентином Александровичем Серовым (1865 – 1911). Эта картина нелегко далась уже широко известному в то время живописцу, не подходившему по своим творческим устремлениям и духовному складу на роль придворного художника. Известен случай его конфликта с царицей, которая, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе, получила от независимого в суждениях и не склонного к лести художника резкий отпор. Дело закончилось извинением царя перед Серовым.
Этот портрет восхищал современников художника не только большим мастерством, но и необыкновенной схожестью с моделью. Полотно предназначалось для подарка императрице, поэтому облик царя в нем лишен официальности и репрезентативности, он представлен не как властитель огромной, процветавшей в то время империи, но как обычный человек с его тревогами и раздумьями. Николай II изображен в повседневной серой куртке офицерского мундира Преображенского полка сидящим в спокойной, расслабленной позе. Художнику удалось точно передать очень выразительный, грустный и задумчивый взгляд государя, раскрывающий суть его личности, его деликатность и уязвимость.
«Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте…». Так отозвался об этом полотне блистательный живописец Константин Коровин. Портрет написан легкой, свободной кистью, он практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, лиричен и прост. К несчастью, оригинал был уничтожен в 1917 году во время штурма Зимнего Дворца. Авторское повторение полотна хранится сегодня в Государственной Третьяковской галерее.
Гравюра с оригинала В.А. Серова поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1997 году из частного петербургского собрания. Она выполнена приблизительно в 1912 году Михаилом Викторовичем Рундальцовым (1871 – 1935) в технике офорта.
Получивший распространение с XVI века, популярный и в наши дни, офорт имеет много разновидностей и отличается сложностью исполнения. Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления оставшийся лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Техника офорта дает богатые средства выразительности, как по характеру линий, так и по тональной глубине широкого диапазона. Острая и подвижная офортная игла представляет собой идеальный инструмент для рисования, точно отражающий почерк и темперамент художника.
Офорт был любимой техникой гравюры известного и имевшего много заказов художника М.В. Рундальцова, ученика блистательного офортиста В.В. Матэ. Гравюра М.В. Рундальцова привлекает виртуозным мастерством исполнения, артистизмом, в ней умело передано тональное богатство живописного оригинала и особенности манеры письма его знаменитого автора.