ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА «ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II» ВАЛЕНТИНА СЕРОВА В ГРАВЮРЕ МИХАИЛА РУНДАЛЬЦОВА». К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ II | Вологодская областная картинная галерея

ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА «ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II» ВАЛЕНТИНА СЕРОВА В ГРАВЮРЕ МИХАИЛА РУНДАЛЬЦОВА». К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ II

14.09.2018 — 18.11.2018

Шаламовский дом

МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»

 С 14 сентября по 14 октября 2018 года в Шаламовском доме пройдет  выставка одного музейного предмета «ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II»  ВАЛЕНТИНА СЕРОВА  В ГРАВЮРЕ МИХАИЛА РУНДАЛЬЦОВА» К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ II.

В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего русского государя и 110 лет со времени его трагической гибели.  Николай II (1868 – 1918) происходил из императорского дома Романовых, был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. С 1894 по 1917 – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (1894-1917).

Правление Николая II было ознаменовано  высоким экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905 – 1907 годов, Февральскую революцию и Октябрьскую революцию 1917 года; во внешней политике – экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

           Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года, после чего находился вместе с семьёй под домашним арестом в Александровском дворце Царского Села. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными.    Прославлен (вместе с женой и детьми) в лике святых Русской православной церковью как страстотерпец 20 августа 2000 года, ранее, в 1981 году, прославлен Русской зарубежной церковью как мученик.

            В иконографии Николая II  большой интерес представляет  живописный портрет, созданный в 1900 году знаменитым художником, прославленным портретистом Валентином Александровичем Серовым (1865 – 1911). Эта картина нелегко далась уже широко известному в то время живописцу, не подходившему  по своим творческим устремлениям и духовному складу на роль придворного художника. Известен случай его конфликта с царицей, которая, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе, получила от независимого в суждениях и не склонного к лести художника резкий отпор. Дело закончилось извинением царя перед Серовым.

            Этот портрет восхищал современников  художника не только большим мастерством, но и  необыкновенной схожестью с моделью.  Полотно предназначалось для подарка императрице, поэтому облик царя в нем лишен официальности и репрезентативности, он представлен не как властитель огромной,  процветавшей в то время  империи,  но как обычный человек с его тревогами и  раздумьями. Николай II  изображен в повседневной серой куртке офицерского мундира Преображенского полка сидящим в спокойной, расслабленной позе. Художнику удалось точно передать очень выразительный, грустный и задумчивый взгляд государя, раскрывающий суть его личности,  его деликатность и уязвимость.

            «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте…». Так отозвался об этом полотне блистательный живописец Константин Коровин. Портрет написан легкой, свободной кистью, он практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен,  лиричен и прост. К несчастью, оригинал  был уничтожен в 1917 году во время штурма Зимнего Дворца. Авторское повторение полотна хранится сегодня в Государственной Третьяковской галерее.

             Гравюра с оригинала В.А. Серова  поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1997 году  из частного петербургского собрания. Она  выполнена    приблизительно в 1912 году  Михаилом Викторовичем Рундальцовым  (1871 – 1935) в технике офорта.

           Получивший распространение с XVI века, популярный и  в наши дни,  офорт  имеет много разновидностей и отличается сложностью исполнения.  Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления оставшийся лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Техника офорта дает богатые средства выразительности, как по характеру линий, так и по тональной глубине широкого диапазона. Острая и подвижная офортная игла представляет собой идеальный инструмент для рисования, точно отражающий почерк и темперамент художника. 

Офорт был любимой техникой гравюры  известного и имевшего много заказов художника  М.В. Рундальцова, ученика блистательного офортиста В.В. Матэ.  Гравюра М.В. Рундальцова привлекает виртуозным мастерством исполнения, артистизмом,  в ней умело передано тональное богатство живописного оригинала  и особенности манеры письма его  знаменитого автора.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных