МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»
ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРЕКРАСНАЯ САДОВНИЦА» РАФАЭЛЯ В ГРАВЮРЕ НИКОЛА АУРЕЛИ»
К 535-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В 2018 году исполняется 535 лет со дня рождения великого итальянского живописца, рисовальщика и архитектора Рафаэля Санти (1483 – 1520). В искусстве Возрождения творчество Рафаэля воплотило представление о совершенстве и красоте. Кисти Рафаэля принадлежат многочисленные изображения мадонн, портреты, алтарные образы, фрески. Главным творением его жизни считается роспись Ватиканских станц в Риме (1509 – 1517), а самым совершенным – знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512 – 1513). Будучи младшим современником Леонардо да Винчи и Микельанджело Буонаротти, он успел достичь еще при жизни огромной славы. Само имя Рафаэля стало впоследствии олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.
Любоваться его шедеврами имели возможность ранее (как, впрочем, и теперь) далеко не все ценители прекрасного. В старину (до развития фотографии) получить представление о знаменитых произведениях искусства помогала репродукционная гравюра, игравшая в обществе огромную просветительскую и популяризаторскую роль.
Гравюры служили не только украшением интерьеров, они являлись и предметом гордости коллекционеров. Репродукционными гравюрами высокого качества пополнялись, пополняются и ныне коллекции музеев.
Из частного петербургского собрания в фонды Вологодской областной картинной галереи поступили в 1990-е годы двадцать гравюр на меди, выполненные с оригиналов Рафаэля крупными итальянскими гравёрами XVIII – XIX веков. Большинство этих листов дают представление о знаменитых фресках Рафаэля в Ватикане, некоторые – о его прославленных мадоннах. В образах рафаэлевских мадонн получила возвышенное и утонченное воплощение лирическая тема светлой материнской любви, которой художник придавал особую значительность.
Никола Аурели, работавший в конце XVIII – первой половине XIX века, мастерски репродуцировал в 1822 году одну из наиболее известных мадонн Рафаэля – «Прекрасную садовницу» (1508), находящуюся в Лувре (Париж).
Техника резцовой гравюры, в которой выполнена работа Аурели, была типична для XV – XIX веков, хотя и считалась очень трудоемкой. На медную пластину гравер наносил в зеркальном отражении рисунок, который потом вырезал острыми резцами. Затем очищал гладилкой поверхность доски от стружки, валиком прокатывал краску так, чтобы она заполнила углубления рисунка, далее – с гладких поверхностей доски краску тщательно оттирал и делал отпечаток на слегка влажный лист бумаги.
Для техники гравюры резцом характерны строгая ритмика линий и штрихов, четко моделирующих объемную форму, а степенью их частоты и насыщенности регулируются светотеневые градации. В репродукционной гравюре ценится не только техническое мастерство исполнения, но и умение гравёра ощутить и передать особенности стиля живописца и выразительность оригинального произведения.
В представленной зрителю работе фигуры юной Богоматери и играющих у ее ног младенца Иисуса и малыша Иоанна Крестителя отличает мягкая пластика форм, естественность движений. Облик мадонны отмечен совершенством духовной и телесной красоты, а лик светится любовью к Сыну, в глазах которого читается глубокое взаимное чувство. Внимание зрителя привлекают тонко переданные детали ландшафта и цветущие растения на переднем плане, из-за которых, вероятно, эта работа в свое время и получила столь поэтичное название.
Возрастная категория 0+. Время работы выставки с 16 мая по 18 июня 2018 года