С 28 ноября 2014 года по 1 февраля 2015 года в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи проходит выставка художника-графика, реставратора Тамары Петровны Рыбаковой «И небо, и земля». Персональная выставка творческих работ Тамары Петровны Рыбаковой 2014 года в залах Вологодской областной картинной галереи уже четвертая на счету художника, которая представляет ее зрителям как оригинального рисовальщика и акварелиста, мастера произведений художественного текстиля и высокопрофессионального реставратора. Приехав в наш город из столицы, Тамара Рыбакова, выпускница Московского технологического института легкой промышленности, начала свою творческую жизнь в Вологде с реставрационного дела. Это были работы по укреплению фресок Софийского собора, одного из древнейших каменных храмов Вологды. Затем была работа в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях, реставрация икон в крупнейших и небольших музейных коллекциях Вологодской области. За годы своей реставрационной практики Тамара Рыбакова открыла подлинные шедевры древнерусской живописи, вошедшие в золотой фонд художественной культуры Русского Севера. Среди них – процессионная двухсторонняя икона «Никола» XIV века с «Богоматерью Петровской», представляющая русскую версию палеологовской традиции византийской живописи – самая древняя икона в собрании Череповецкого музейного объединения. Экспозицию древнерусского искусства Вологодского музея-заповедника украшают реставрированные ею уникальные памятники начала XVI-XVII веков: «Богоматерь Знамение с серафимами», «Архангел Михаил», работы лучших иконописцев Вологды Григория Агеева, Федора Григорьева и Тимофея Петрова. Для Великоустюжского музея-заповедника ею открыты такие памятники русской иконописи первостепенного значения как «Спас Нерукотворный» конца XV- начала XVI веков, являющийся списком с одной из наиболее чтимых икон города, находившейся в XV столетии над крепостными воротами Великого Устюга и хранившей город от врагов. Все это происходило не без влияния ее мужа – первоклассного реставратора, ныне доктора искусствоведческих наук, профессора Александра Александровича Рыбакова. И неудивительно, что его интересы стали близки Тамаре Петровне и во многом сформировали облик ее будущих творческих устремлений, которым она осталась верной навсегда. Оглядываясь на пройденные ею годы, отмечаешь, что обращение к истокам русской культуры стало важнейшим фактором в становлении творческой биографии Тамары Петровны, повлиявшим на всю ее будущую деятельность. Так, темы, которые Т.П. Рыбакова разрабатывает в декоративно-прикладном искусстве, напрямую связаны с образами храмовой архитектуры вологодской земли, шедеврами фресковой живописи и иконописи, образцами народного искусства Русского Севера. Монументальное величие Софийского собора, конструктивная ясность и гармония ансамблей северных монастырей – все это нашло отражение в образном языке ее живописных кистевых росписей по ткани или условно-обобщенных пейзажных композициях, выполненных в техниках горячего и холодного батика. В отличие от многих сегодняшних молодых мастеров Рыбакова не подменяет декоративную роспись живописным произведением на пейзажную или бытовую тематику, прекрасно понимая разность функций и отличие языка этих видов искусства. Сказочно-романтическое сюжетное начало ее произведений, выполненных в технике классического батика, подкреплено прекрасным знанием историко-культурного материала, питающего фантазию художника. Оно воплощается крепкой конструктивностью изобразительной формы, верностью композиции, характерным «иконописным» колоритом. Известна и по достоинству оценена Тамара Рыбакова как рисовальщик. И вновь доминирующей темой ее графических серий становится обращение к культуре Русского Севера. Поездки по Вологодской области в творческих группах художников или вместе с реставраторами давали и дают ей богатейший для размышлений материал. Деревянные и каменные особняки Устюжны, Белозерска, Вологды и Великого Устюга, большие и малые храмы и монастыри – живут своим особым миром в карандашных зарисовках художника. Она любит и умеет видеть натуру. Подчеркивая характер того или иного памятника и свое отношение к нему, Рыбакова в одном случае энергично работает углем, в другом обращается к серебристой воздушной штриховке графитного карандаша. И перед нами встают образы родной земли, то окрашенные трагическим звучанием, то наполненные созерцательным элегическим чувством покоя. При этом всегда по-хорошему поражает профессионализм рисунков Тамары Петровны. В последние годы Т.П. Рыбакова увлеченно работает акварелью, обращаясь к ландшафтным мотивам северной природы, натюрмортам и портретам. Чаще всего это произведения, выражающие личные эмоциональные переживания автора от соприкосновения с таинством и красотой северной земли, погружение в мир близких и родных ей людей. Она объединяет эти работы в особые серии: «Закаты на Кубене», «Деревня Чернышово», «Натюрморты» и другие. Сама техника акварели «по сырому» помогает ей в создании удивительных цветовых композиций, которые вторят ее душевному состоянию то благодушно-созерцательному, то взволнованно-эмоциональному. Правомерно ли считать, что художница в работах последних лет отказалась от столь волновавших ее тем истории и культуры Родины? Наверное, нет. Она продолжает ранее начатую работу, просто сейчас к ней пришло осознание более глубокого взгляда на проблемы, которые ставит перед человеком и история и современность.
Л.Г. Соснина.