С 13 апреля по 20 мая 2018 года в Мемориальной мастерской художника А.В. Пантелеева работа выставки произведений заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева «УРАЛЬСКАЯ СИМФОНИЯ»
К 25-летию Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева в ее стенах открывается выставка «Уральская симфония». Любители искусства мгновенно узнают картины Александра Васильевича по трактовке формы, особому построению пространства. Но в юности он был совсем иным, работая с натуры, вдохновляясь реальной действительностью. Дело в том, что из 58 лет своей жизни, он 38 лет провел на Урале, в Башкирии. Именно там родилась его безмерная любовь к природе, сформировалось желание стать пейзажистом.
После художественного училища двенадцать лет вместе с друзьями-художниками из Уфы и Свердловска Б. Домашниковым, М. Назаровым, Г. Мосиным, Е. Гудиным, Н. Чесноковым и другими он без устали изучал необычайно красивые ландшафты Южного Урала. Особенно незабываемо стало путешествие в Свердловскую область на гору Конжаковский камень. В названиях этюдов и картин Пантелеева тех лет фигурируют населенные пункты: Тубинск, Баймак, Кузьминки, Кугарчи; горы – Ирендык, Сабантуй, Конжаковский камень, реки – Куркатава, Белая, Ик; озера – Талкас, Чандар.
В ту пору молодой автор работает в манере импрессионизма ( «На реке Деме. Ветлы зеленеют»). Но после знакомства в 1956 г. с кубизмом Пикассо, Пантелеев стал медленно перестраиваться, в 1958 г. начав стилизовать мотивы, подчиняя их своей творческой задаче («Золотая осень», «Весенние пастбища»). В эти годы он работает над мозаиками, фресками, витражами, что так же объясняло усиливающуюся обобщенность форм. Натура для росписей и программных полотен тех лет была найдена живописцем в горах Уралтау и Ирендыка. Эти места не просто красивы, но необычайно разнообразны по своим ландшафтам : равнины плавно поднимаются в предгорья, венчаясь бесконечными горными цепями разной высотности; гладь степей выгодно оттеняет буйство лесов и структурность горных кряжей, здесь есть красивые водопады, озера, реки. Поэтому неудивительно, что образ Ирендыка вдохновлял А. Пантелеева в течение многих лет. Он постигал эту горную страну с карандашом в руке, находя наиболее характерные виды, стремясь к выявлению сути и созданию емкого образа. В серии из нескольких десятков рисунков тушью он создал не только свой незабываемый символ Ирендыка, но и в целом Уральских гор. Эти стилистически выверенные
произведения, имеющие весомое художественное значение впервые предстанут перед вологодским зрителем. Техника исполнения и стилистика больших серий оригинальных рисунков была лабораторией, в которой вырабатывался самобытный художественный почерк Пантелеева. Целью художника было создание такого пластического языка, который бы отвечал задачам монументального искусства – фреске, мозаике, витражу, но он же стал и основой его станковой живописи. Венцом многолетних поисков и экспериментов стали большие композиционные пейзажи горных ландшафтов, представляющие природу Урала как мир кристаллических сущностей («Пейзаж с радиостанцией»). В них А.В.Пантелеев предстает как классик российского изобразительного искусства, творец с неповторимым, ярко самобытным лицом.
Ирина Балашова, заместитель директора по науке ВОКГ, кандидат искусствоведения