С 15 октября 2017 года по 28 января 2018 года в Шаламовском доме работает выставка «СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ. ВРЕМЯ, ИСКУССТВО И ВЕЩИ».
На выставке в Шаламовском доме «Советский стиль. Время, искусство и вещи» представлены созданные отечественными художниками в1920-е – 1980-е годы, до распада Советского Союза, произведения живописи и графики из собрания Вологодской областной картинной галереи. Они посвящены образу жизни советских людей и расширяют наши представления о том, как в те далекие теперь от нас времена они работали, учились, как отдыхали, чему радовались, о чем волновались. Тогда существовали строгие идеологические рамки, согласно которым в борьбе за социалистические преобразования страны должны были принимать активное участие и мастера искусства. В этих непростых условиях тем не менее они смогли создать немало высокохудожественных, ярких и искренних произведений.
В то время, проникнутое пафосом строительства под руководством коммунистической партии светлого будущего человечества, созидательный труд являлся одной из главных тем в искусстве. «Труд наш – есть дело чести, — писал поэт.- Есть дело доблести и подвиг славы». Лозунг «Слава труду!» был распространен повсеместно. Художники нередко ездили в творческие командировки на новостройки, на заводы и предприятия, в колхозы, где могли все увидеть своими глазами и полнее запечатлеть (А.Н. Самохвалов «В полях» 1927, Н.И. Крюков «Уборка льна в колхозе «Ударник» Вологодской области» 1953, И.Н. Воробьева «Весна на целине» 1957, «Над тайгой сибирской» 1959; В.Н. Сигорский «Индустриальный пейзаж» 1970). Типичными чертами советских людей были оптимизм и уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства. Они нашли воплощение и в этюдных изображениях рядовых рабочих и колхозников (С. В.Герасимов «Конюх» 1930-е; С. Я. Адливанкин «Девушка с веснушками» 1932; И. А. Агапов «Работница – строитель Сибирской ГЭС» 1962), и в образах передовиков труда (М.А.Ларичев «Портрет Героя Социалистического Труда А.Н.Пылаевой» 1971). О том, что подрастающее поколение воспитывалось в духе коллективизма и взаимопомощи, в стремлении к знаниям и труду, в любви к физкультуре и спорту свидетельствуют в экспозиции такие работы, как «Две физкультурницы» (1939) Т.М. Правосудович, «Лыжники» (1950-е) В.Н. Сигорского, «Портрет девушки. Этюд к картине «Идет экзамен» (1954) Н.Л.Веселовой, «Помогают больной подружке» (1954-1956) С. М. Скубко. В жанровых произведениях показана также жизнь людей в будничных, простых ее проявлениях, где непритязательность и скромность бытовой обстановки все же не лишены уюта и поэтичности. (Н. А. Тырса «За глаженьем» 1930; К. Ф. Юон «Портрет Шуры» 1930-е; Ю.П. Кугач «Деревенская девушка» 1953; Ю.И.Пименов «Хозяйка» 1974; Р.Н. Ермолин «Сестры» 1976).
О трудовых буднях края повествуют с особой теплотой и вниманием к деталям картины вологодских художников: Н.А Тусова ( «Кружевница»(1920-е), О.А.Бороздина («Вологда пятидесятых годов»(1960), М. А. Ларичева («Молодежь на ферму!»(1963), Е.П. Гусева («За кроснами» (1968), Б. П. Шваркова («На реке» (1966).
Книги и журналы советского периода и ряд исследований об этом ярком времени из фондов Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В.Бабушкина органично дополняют экспозицию.
Давно и навсегда ушли из нашего обихода керосиновые лампы, счеты, авоськи, стеклянные бутылки для молока, грампластинки. Эти и другие, наиболее типичные для советского быта предметы из частных собраний, экспонирующиеся на выставке, могут вызвать интерес у юного поколения и массу воспоминаний о прошлом и, вероятно, некоторую ностальгию у старшего. СССР остался в памяти тех, кто проживал на 1/6 части суши земли и назывался просто: советский человек. Экспонаты выставки напоминают зрителям о жизни обычных людей некогда великой державы, создавшей мощную индустрию и покорившей космос, и это важно для связи времен и преемственности поколений, которая должна быть неразрывной.