Выставка «В.И. Белов в творчестве художников» в Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева областной картинной галереи, специально подготовлена в рамках мероприятий II Всероссийских Беловских чтений «Белов. Вологда. Россия». Задача экспозиции – показать живописные и графические произведения художников близких Белову. Василий Иванович был знаком со многими композиторами, художниками, актерами, был коллекционером, активно занимался общественной работой.
Для большинства из них, Василий Белов был не просто хорошо знакомый человек, автор «Привычного дела», таким каким его изобразил Владимир Корбаков («Портрет Василия Белова», 1965), представив писателя, как завсегдатая мастерской художника, заглянувшего на огонёк.Белов был для художников, прежде всего – олицетворением той нравственной высоты, которая всегда была присуща большим русским писателям. Именно таким его показал в монументальном портрете Николай Баскаков (1967). Напряженная поза, передает постоянную внутреннюю борьбу мысли и совести, говорит об остром восприятии действительности.
В нашей истории Василий Белов был и останется, как художник слова, но лишь не многие способны рассмотреть в нем задатки живописца. Два небольших этюдных произведения «На лесном озере» (1988), «На мысах» (1988) из собрания «Центра писателя В.И. Белова», отображают знатный по красотам своей природы – Харовский край и родную деревню Тимониху.
Расцвет популярности Василия Белова пришелся на 60-е годы, когда вышло его произведение “Привычное дело”. Оно сразу стало культовым, изменив сознание многих городских людей, внушив им любовь к уже уходящей русской деревне. Художник Михаил Абакумов смог ощутить и воспеть великую силу этих мест, где много жил и писал, полюбившуюся ему деревню Синяково Кубенского сельсовета, где была его творческая дача. Одно из монументальных произведений («После грозы», 2007), драматичное по своему характеру, где в кажущихся беспросветными грозовых облаках, оживает солнце и вместе с ним деревня, мастер видел настоящее и будущее великой России и свято верил в это.
В эмоционально наполненных пейзажах Георгия Попова жизнь села и работу («Ранний снег», 1981; «Вечерняя благодать», 1985), с которыми художник чувствует кровное родство, основаны на точном знании, просты, и вместе с тем очень нарядны и декоративны. Они не перестают удивлять особым восхищенным взглядом перед красками родной природы.
Образ города, открывшийся писателю, с его повседневной жизнью по-прежнему привлекает внимание необычностью и сказочностью восприятия в картине О.А. Бороздина «Вологда 50-х годов» (1960). Ностальгия по старой деревянной, постоянно обновляющейся Вологде находит свое развитие в городских пейзажах Валерия Страхова («Дыхание весны», 1995; «Весна», 1996). Приезд Белова в Вологду в 1960-е годы во многом совпал и с обновлением современного вологодского искусства, когда в Вологду приехали молодые, энергичные выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова — Н. Баскаков, В. Корбаков, Д. Тутунджан.
Среди графических листов, обращает внимание, рисунок Джанны Тутунджан «Вечный перезвон» (1968). Где художник, в звоне коклюшек, в мастерстве сцепного кружева испокон веков передаваемого от бабушки к внучке, почувствовала поэзию жизни, свидетельство неизменности и силы крестьянских традиций.
Эта задушевность, а в большей степени мастерство Белова в изображении художественных картин природы, во многом подвигла Генриетту Бурмагину на создание иллюстраций к рассказу «Бобришный угор» (1982).
Творчество вологодских графиков напрямую связано с оформлением книг вологодских авторов, писателей и поэтов. В 1960-е годы в книжной иллюстрации в Вологде работали Генриетта и Николай Бурмагины, в Череповце — Владислав Сергеев. Последнего, пожалуй, можно назвать одним из самых близких Белову друзей-художников, создателя блестящего по психологической характеристике карандашного портрета (1981), в котором автор продемонстрировал мастерство настоящего академического рисунка.
ВЫСТАВКА «ВАСИЛИЙ БЕЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
20.10.2015 — 22.11.2015
Мастерская А.В. Пантелеева