Тема Великой Отечественной войны в творчестве заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева представлена несколькими живописными полотнами.
В начале войны он пошел в школу, и испытал все трудности жизни, и учебы в эти тяжелейшие годы. В Уфе, где жила его семья, несмотря на глубокий тыл, было голодно и холодно. В их школе разместили госпиталь, заниматься пришлось в помещении пожарной части, во время уроков у ребят и учителя часто случались голодные обмороки, не хватало мыла, одежды. Александр Васильевич писал: «Все изменилось и смешалось. Дни стали голодными и озябшими, дом неустроенным, свет тускло-коптильным, а лица родных напряженными и усталыми. Война принесла с собой новые слова и понятия: эвакуированные, фронт, похоронные, карточки, сводки Совинформбюро и многое другое… Жизнь шла своим военным чередом. Но как-то в яркий зимний день на хрустящем белом снегу сверкнули корки оранжевых апельсинов, они пахли горько и солнечно, пахли югом и весной и – как оказалось вскоре – Победой».
С тех пор для будущего художника апельсины стали символом солнца, счастья, мира. И выразил это он в своем прославленном полотне «Натюрморт с апельсинами» 1971 года. Воспоминания о военной драматичной жизни вскоре были воплощены им и в двух монументальных натюрмортах «Лампа» 1972 года и «Старые фонари» 1973 года.
В 1976 году уже заслуженным художником РСФСР А.В.Пантелеев переехал в Вологду, а в 1979 году купил дом в деревне Красная Кирилловского района. Впечатлениям о праздновании 40-летия Победы в их деревне он и посвятил большое тематическое полотно «Раннее утро 9 мая» 1984 года. Оно относится к особому жанру, разработанному художником и объединяющему натюрморт и пейзаж, в котором вид из окна деревенской избы с ее характерными приметами представляет зрителю картину сельской жизни. Благодаря немногочисленным, но говорящим деталям мы прочитываем сюжет произведения. Композиция полотна построена по принципу театральных кулис, венчает ее наброшенный на верхнюю тягу половик, действие разворачивается через сменяющиеся планы. На столике у окна – керосиновая лампа, накрытая самодельным абажуром, скромный завтрак — кружка молока и пирожок, на другом краю стола – выцветшая фотография военных лет с двумя солдатиками в пилотках, в уголке еще одна – маленькая – все, что осталось от ушедших на войну. Вероятно, это муж и двое сыновей, живущей одиноко пожилой женщины. Из деревень на фронт ушло очень много мужчин, поэтому и через сорок лет после ее окончания боль утрат не ослабевала для родных. Жительница этого дома встала засветло, зажгла керосиновую лампу, прикрыв ее яркий свет, степенно вышла вместе с соседями на улицу, в холодок, другие сельчане уже собрались в центре села на праздничный митинг и активно общаются. Не все еще готово к празднику – на центральной избе мужик укрепляет красное знамя. Перспектива добротных, крепких домов завершается у переливающегося водной гладью озера с островками, поросшими лесом и дальним берегом. На небе среди хрустальных облаков еще царит луна, ее призрачный свет спорит с жаром керосиновой лампы.
Через год Александр Васильевич посвятил юбилею Победы картину «Мир моему дому». Она решена совершенно по иному принципу, который почти не встречается в творчестве художника. В ней создан собирательный образ счастливой, мирной жизни. Картина похожа на яркое многоцветное лоскутное одеяло: справа – фрагмент деревенского зимнего пейзажа с избами и беседующими стариками, слева – воинское кладбище, осеняемое многоглавым белокаменным собором, напоминающим Софийский собор и церковь святителя Николая во Владычной слободе в Вологде. Эти две части объединяет дерево. Композицию завершают, придавая ей ликующее праздничное настроение летящие голуби, символизируя мир и счастье.