Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор — Владимир Александрович Ветрогонский был одним из крупнейших советских графиков второй половины ХХ века, индустриальная тема была для него важнейшей.
Он родился в 1923 г. в деревне Пухтаево Борисо-Судского района Вологодской области. «На Вологодчине начало моего мира, начало моего удивления, моего характера» — говорил художник. В 1927 г. семья переехала в Ленинград, в 1939 г. Владимир поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств, окончив ее с отличием уже в Самарканде, куда она была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Достигнув призывного возраста, пошел на фронт в пехоту. В перерывах между боями рисовал, после войны выполнил серию литографий «По дорогам войны». В 1946 г. поступил в Академию художеств, затем закончив аспирантуру и защитив диссертацию, начал преподавать в родном институте, связав себя с ним на всю жизнь, воспитав много талантливых графиков.
В творчестве быстро находит себя, обратившись к современной тематике, работает в автолитографии и линогравюре. В 1952-1958 гг. ездит в Донбасс, в Макеевку на металлургический завод, по этим впечатлениям выполняет серию из 9 цветных линогравюр «Заводские будни» («У стрелки», «Сталь пошла», «Утро», «Перекур», «Сталевар», У мартена», «Прокат», «Ночь. Огни завода»). На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 г. получил за нее золотую медаль.
1960-е годы время расцвета творчества В.А.Ветрогонского. С конца 1950-х гг. ежегодно совершает водное путешествие в Череповец, на родину, по Неве, Ладожскому озеру, старой Мариинской водной системе и Волго-Балту. Эти романтические поездки стали истоком всеобъемлющего цикла «По родному Северо-Западу», охватившего практически все темы художника, серии: «Северная Магнитка», «Кириши», «Волго-Балт» и другие. В 1959-1961-х гг. создает самую известную серию, ставшую классикой отечественной гравюры — «Северная Магнитка», посвященную Череповецкому металлургическому заводу. До конца жизни художник обращался к этой теме. В первой серии он исполнил 12 цветных линогравюр. Ее называли «огненной сюитой», не случайно художник говорил: «Я люблю огонь. Я – огнепоклонник», он вспоминал: «Когда построили металлургический завод в Череповце, меня потянуло туда. Приехал в Череповец в 1959 году. Я ходил как завороженный. Облик города неузнаваемо изменился, жизнь его стала новой. А вдали гордо высились домны и заводские трубы – «виновники» этих перемен. Много волнующего увидел я на заводе… Передо мной раскрылась поэзия труда металлургов, и об этом неудержимо хотелось рассказать». С утра до позднего вечера он был в цехах, вбирая в себя все увиденное: романтику ритмов жизни завода, красоту плавки чугуна, характеры и движения рабочих, ведущих схватку с огнем, с расплавленным металлом. Ежегодно он бывал на ЧМЗ. Организовал здесь практику для студентов своего института и работал рядом с учениками. Герой социалистического труда, горновой мастер А.И. Гуторов, портрет которого награвировал Ветрогонский, вспоминал: «У нас в цехе никто не позировал художникам. Мы, доменщики, работаем у печи, а они – рисуют. И у нас такой договор: они нам не мешают, а мы – им. Приходили на завод по гудку вместе и после смены домой возвращаемся вместе. Художники такие же труженика, как и мы».
Много экспериментируя, стремясь точно выразить тему, В.Ветрогонский всегда находил адекватные изобразительные средства, использовал различные графические приемы. В сериях «Заводские будни» и «Северная Магнитка» работал в цветной линогравюре, стремясь в одном случае к повествовательности и детализированности, в других к более лаконичной, контрастной трактовке образа («Оператор»). Обратившись к литографии, сочетал серебристое марево общего фона из капелек-брызг с острыми ударами рисунка карандашом. Работая над серией «Волго-Балт», много писал акварелью, что отразилось на характере листов. Так его художественная техника эволюционировала от добросовестной репортажности, буквального следования натуре к ее поэтическому преображению.
Возрастной ценз: 6+