Выставка Владимира Ветрогонского «Певец Северной Магнитки» | Вологодская областная картинная галерея

Выставка Владимира Ветрогонского «Певец Северной Магнитки»

06.10.2023 — 05.11.2023

Дом Корбакова

Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор — Владимир Александрович Ветрогонский был одним из крупнейших советских графиков второй половины ХХ века, индустриальная тема была для него важнейшей.

Он родился в 1923 г. в деревне Пухтаево Борисо-Судского района Вологодской области. «На Вологодчине начало моего мира, начало моего удивления, моего характера» — говорил художник. В 1927 г. семья переехала в Ленинград, в 1939 г. Владимир поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств, окончив ее с отличием уже в Самарканде, куда она была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Достигнув призывного возраста, пошел на фронт в пехоту. В перерывах между боями рисовал, после войны выполнил серию литографий «По дорогам войны». В 1946 г. поступил в Академию художеств, затем закончив аспирантуру и защитив диссертацию, начал преподавать в родном институте, связав себя с ним на всю жизнь, воспитав много талантливых графиков.  

В творчестве быстро находит себя, обратившись к современной тематике, работает в автолитографии и линогравюре. В 1952-1958 гг. ездит в Донбасс, в Макеевку на металлургический завод, по этим впечатлениям выполняет  серию из 9 цветных линогравюр «Заводские будни» («У стрелки», «Сталь пошла», «Утро», «Перекур», «Сталевар», У мартена», «Прокат», «Ночь. Огни завода»). На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 г. получил  за нее золотую медаль.

1960-е годы время расцвета творчества В.А.Ветрогонского. С конца 1950-х гг. ежегодно совершает водное путешествие в Череповец, на родину, по Неве, Ладожскому озеру, старой Мариинской водной системе и Волго-Балту. Эти романтические поездки стали истоком  всеобъемлющего цикла «По родному Северо-Западу», охватившего практически все темы  художника,  серии: «Северная Магнитка», «Кириши», «Волго-Балт» и другие. В 1959-1961-х гг. создает самую известную серию, ставшую классикой отечественной гравюры — «Северная Магнитка», посвященную Череповецкому металлургическому заводу. До конца жизни художник обращался к этой теме. В первой серии он исполнил 12 цветных линогравюр. Ее называли «огненной сюитой», не случайно художник говорил: «Я люблю огонь. Я – огнепоклонник», он вспоминал: «Когда построили металлургический завод в Череповце, меня потянуло туда. Приехал в Череповец в 1959 году. Я ходил как завороженный. Облик города неузнаваемо изменился, жизнь его стала новой. А вдали гордо высились домны и заводские трубы – «виновники» этих перемен. Много волнующего увидел я на заводе… Передо мной раскрылась поэзия труда металлургов, и об этом неудержимо хотелось рассказать». С утра до позднего вечера он был в цехах, вбирая в себя все увиденное: романтику ритмов жизни завода, красоту плавки чугуна, характеры и движения рабочих, ведущих схватку с огнем, с расплавленным металлом. Ежегодно он бывал на ЧМЗ. Организовал здесь практику для студентов своего института и работал рядом с учениками. Герой социалистического труда, горновой мастер А.И. Гуторов, портрет которого награвировал Ветрогонский, вспоминал: «У нас в цехе никто не позировал художникам. Мы, доменщики, работаем у печи, а они – рисуют. И у нас такой договор: они нам не мешают, а мы – им. Приходили на завод по гудку вместе и после смены домой возвращаемся вместе. Художники такие же труженика, как и мы».

Много экспериментируя, стремясь точно выразить тему, В.Ветрогонский  всегда находил адекватные изобразительные средства, использовал различные графические приемы. В сериях «Заводские будни» и «Северная Магнитка» работал в цветной линогравюре, стремясь в одном случае к повествовательности и детализированности, в других к более лаконичной, контрастной трактовке образа («Оператор»). Обратившись к литографии, сочетал серебристое марево общего фона из капелек-брызг с острыми ударами рисунка карандашом. Работая над серией «Волго-Балт», много писал акварелью, что отразилось на характере листов. Так его художественная техника эволюционировала от добросовестной репортажности, буквального следования натуре к ее поэтическому преображению.

Возрастной ценз: 6+

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных