3 октября в 17 часов в музейно-творческом центре «Дом Корбакова» ВОКГ состоится открытие выставки живописи и графики «Где же ты, мечта…» народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Любавина Анатолия Александровича (Москва). Он — преподаватель Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. На выставке представлено сто шесть произведений живописи и графики, которые объединены автором в серии, своего рода музыкально-поэтические циклы, раскрывающие характерные для него образы современной жизни.
Творчество широко известного мастера современного отечественного изобразительного искусства Анатолия Александровича Любавина зиждется на высоких духовных идеалах, незыблемых нравственных ценностях русской культуры, культе семейных отношений и гармонии бытия. Самобытный, эмоционально просветленный талант художника прочно связан с глубинными традициями реалистической школы живописи и графики. В его картинах и рисунках раскрыто представление человека современной эпохи о поисках радостной гармонии жизни. Его лучшие произведения стали особым явлением искусства России начала XXI века.
На выставке в «Доме Корбакова» представлено сто шесть произведений живописи и графики А. А. Любавина. Они объединены автором в серии, своего рода музыкально-поэтические циклы, раскрывающие характерные для него образы современной жизни. Но к какой бы теме художник ни обращался, в её воплощении он обязательно вольно или невольно стремится передать гармонию мира. Не случайно художник поставил эпиграфом к своему творчеству поэтические строки Натальи Кончаловской «Где же ты, мечта…». В поисках ответа на этот вопрос ему ходить далеко не надо. Он сам признаётся: «Мне не нужно ехать за мотивами в далёкое путешествие, я рисую то, что рядом – обыденную жизнь, свою семью. Жена и две дочери служат прообразом героев «гармонического мира». В своем творчестве автор задается целью передать не столько реальный, «бытовой мир», скорее, он хочет отобразить его творческое преображение — «мечту».
Художник Любавин умеет в мимолётном ощущении выявить главное и создать в ограниченном пространстве свой предметный мир. Он тогда заканчивает свою работу, «когда возникает, — по его словам, — ощущение «музыкального звука», той темы, ради которой начал работать». Обретение своего собственного понимания искусства, предпочтение определённых его достижений в пластическом построении пространства, в воплощении смысловых образов позволяют А. А. Любавину создавать выразительные, эмоциональные по звучанию картины. В них привлекает насыщенность цвета, красивые цветовые контрасты в сочетании с изящным, подчёркнуто линейным рисунком, ритмически объединяющим предметы. Его работу с цветом можно уподобить настройке небольшого оркестра, пробующего отдельные звучания, смешивающего их и лишь затем приводящего в незарепетированное согласие. Палитра Любавина избегает локальной цветовой однозначности. Под кажущимся импровизационным исполнением скрывается длительное нахождение итоговой колористики. Прежде чем остановиться, цвет не единожды перекрывает предыдущие не менее тонкие и сложные колера, следы которых сохраняются лишь на кромках полотна.
Анатолий Любавин работает над сериями картин по нескольку лет, стремясь раскрыть суть той или иной темы, «найти свою природу выражения». При этом художник всегда ставит сверхзадачу — воздействовать эмоционально на зрителя. В его картинах внешне ничего не происходит («Девочка и город» 2005, «Семейный портрет на веранде» 2008, «Розовый вечер» 2010, «Возвращение стада» 2013). Любавину дано улавливать мерный маятниковый ход времени через наблюдение за превращением дочерей в мечтательных дев, затем в жён, через наблюдение за новым жизненным циклом поколения внуков, возвращаясь к «старым» темам, зависимым от изменений настройки часомера в помудревшей душе художника. При этом его исключительно занимает свободный от деятельного практицизма «мир женщин и детей». Его персонажи просто стоят или сидят, изображённые на фоне города, деревни, природы или в интерьере в состоянии затянувшейся паузы или внутреннего диалога. Кажется, что остановилось время, а в атмосфере царит умиротворение. А в результате — зритель стоит перед картиной, словно завороженный, поглощённый красотой простых вещей, гармонией света и цвета в органичном соединении с певучей линией рисунка.
Очень точно об Анатолии Любавине отозвалась академик живописи Альбина Акритас: «Творчество художника Анатолия Любавина – уникальный мир, что редкость среди профессионалов. Необыкновенно трепетный, тонкий, изысканный и в то же время мужественный и слегка ироничный. В цвете, пластике, образах и темах он не особенно разнообразен и кипуч: ни политики, ни всемирных и социальных проблем. Вместо этого – гармоничный мир ближайшего окружения – людей, животных, растений, городской среды. Но в этом небольшом вроде бы узком кругу столько мыслей и красоты, такая глубина чувств и таинственное очарование, какие присущи только настоящим произведениям искусства. Это – как хорошая музыка, которую можно слушать, а растолковывать бесполезно».