Александр Алексеевич Борисов – выдающийся русский художник рубежа XIX – XX веков, первый в мире живописец, запечатлевший в многочисленных этюдах и картинах суровую красоту Арктики, совершивший беспримерные по мужеству путешествия на архипелаг Новая Земля.
Выставка прославленного живописца проводится в Вологде уже в третий раз: первую подготовил сам А. А. Борисов в 1920 году, в 1966 году в Вологодской областной картинной галерее – его племянник Николай Петрович Борисов, и вот в 2019 году сотрудниками галереи организована выставка «Художник вечных льдов Александр Борисов». Она составлена из картин и этюдов, хранящихся в пяти музеях России из Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды и Великого Устюга. В результате большой собирательской работы на выставке экспонируется около пятидесяти произведений живописи, охватывающих все периоды в творчестве художника: время учебы в Императорской Академии художеств, подготовка и два похода на Новую Землю, заключительный период на родине – в Красноборске.
В 1894 году художник посетил родную деревню Глубокий Ручей и написал картину «Ветровал», свидетельствующую о его таланте рисовальщика. Этюды «Становище на Мурмане», «Полночь на Мурмане», «Горы. Мурманское побережье» писались в 1896 году, когда для сбора материала к конкурсной картине о Севере для завершения учебы в Академии художеств живописец на три весенних месяца едет на Мурманское побережье, а затем на три летних месяца на арктический архипелаг Новая Земля. Именно на Новой Земле развивается дар Борисова пленэриста («Полярные льды в Маточкином Шаре. Лето»), зрению которого открываются тончайшие переливы голубых, зеленых, сиреневых, лиловых оттенков льда.
С декабря 1897 года по ноябрь 1898 года живописец совершает пробную поездку в Большеземельскую тундру и на остров Вайгач. В этой путешествии кроме большой серии картин и этюдов Борисов написал путевые очерки «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». Три этюда Большеземельской тундры, представленные на выставке, показывают ее бескрайность, безмолвность, крайний аскетизм цветового покрова. Украшением этих мест была церковь, построенная исследователем и промышленником А. М. Сибиряковым, о чем свидетельствует этюд.
Самое знаменитое и опасное путешествие на Новую Землю А. А. Борисов совершил в 1899 – 1901 годах. На первом этапе поездки он с командой специалистов обследовал ледники вокруг пролива Маточкин Шар, «Этюд. Глетчер П. Третьякова» свидетельство этой работы и потрясающий живописный образ. После перенесенных нечеловеческих испытаний во время шестидневного дрейфа на льдине, спасения, отдыха в ненецкой семье и возвращения в свой дом на Новой Земле, празднование Нового 1901 года вместе с командой и ненцами было незабываемо. В январе художник осмыслял увиденное и перенесенное, а феврале они двинулись снова в путь, исследуя местность, а он, работая над этюдами. Пейзажи писались уже весной, поэтому в целом отмечены чувством романтической приподнятости. Ведь полярная ночь закончилась, началось ликование природы и людей. Это часто плывущие по морю, сверкающие на солнце спрессованные льды – торосы. Необычайно жизнеутверждающе звучит образ в этюде «Стамуха. Карские Ворота». Суровая романтика определяет два других этюда – «Пролив Маточкин Шар. Новая Земля», «У берегов Новой Земли». В 1903 году Александр Борисов последний раз прибыл на Новую Землю, прожив месяц в своем доме. Там была написана «Лунная белая ночь на Новой Земле» (РГМАА). Картина необычна для человека, никогда не бывавшего за полярным кругом. Показана ночь, но вокруг светлым-светло.
Заключительным периодом творчества А. А. Борисова стала его работа на родине – в Красноборске, на берегу величавой Северной Двины, где он построил дачу-мастерскую. Из окон дома, из застекленной башенки открывались захватывающие картины векового леса, реки, просматривающейся сквозь силуэты царственных елей. Живописец воспринимал северный лес как гигантский, величественный храм с бесчисленными колоннами. Поэтому он чаще писал зимние мотивы. Вся серия северо-двинских пейзажей получила название «Зимняя сказка».
Характеризуя метод живописи Борисова, надо отметить, что крайние по своей экстремальности климатические условия, в которых ему приходилось писать, приучили Борисова работать на натуре быстро, точно, фиксируя свои ощущения плотным сочным, то протяженным, то коротким мазком. Он выработал систему, позволявшую завершать этюд на натуре. Это способствовало сохранению свежести впечатления и созданию законченности образа. Так возник у него тип изображения картина-этюд. В условиях полярной зимы писать при тридцатиградусном морозе было не просто трудно, а почти невозможно : краска застывала, становясь густым тестом, и скипидар не помогал. Художник обрезал черенок кисти, делая очень короткой, и писал, держа ее в кулаке, прикрыв еще малицей (верхней одеждой ненцев), тем самым хоть как-то охраняя краску от холода.
Александр Алексеевич Борисов был истинным патриотом русской земли, деятельно стремящимся к приумножению ее богатств и величия. Он открыл красоту природы Крайнего Севера и Арктики. Живописные достижения Борисова так по достоинству до сих пор и не оценены, а ведь в нем таился как талантливый пленэрист, так и мощный монументалист. Картины и этюды живописца требуют внимательного изучения, они способны раскрыться внимательному взору, чуткой душе. Новая выставка произведений А. А. Борисова, мы надеемся, сможет привлечь внимание современных поколений зрителей как к его героической биографии полярного исследователя, так и к богатейшему творческому наследию этого живописца-открывателя столь впечатляющих северных тем в искусстве.
Творчество фотохудожников Александра Губина и Елены Белозоровой, членов Вологодского областного отделения «Русского географического общества», представлено на выставке уникальными кадрами с изображением чарующей природы северных территорий.
Александр Губин, Президент Вологодской областной общественной организации «Федерация подводного спорта», начиная с 2013 года, является участником ежегодных мировых рекордов, связанных с подводным погружением аквалангистов в Арктике. Вклад А. А. Губина в развитие подводно-исследовательского движения отмечен наградами, в числе которых медаль Российского союза спасателей «За отличие в ликвидации чрезвычайной ситуации», его имя вписано в «Книгу рекордов России». Фотоработы с арктической глубины, безусловно, позволят погрузиться в подводный мир Арктики.
Специализация члена Союза Фотохудожников России Елены Белозоровой – съемка природы во всех ее проявлениях. Много путешествуя по России, художник получает изумительные фотоснимки в суровых погодных условиях. Е.В. Белозорова – лауреат молодежной государственной премии Вологодской области по литературе и искусству, лауреат Российских и международных фотоконкурсов, в том числе обладатель Гран-при конкурса «Север без границ 2013». В настоящее время фотохудожник входит в состав жюри престижного фотоконкурса «Север без границ».
Логическим дополнением выставки станет инсталляция, отражающая собирательный образ арктических широт.
Выставочный проект «Многоликая Арктика» призван стать большим праздником для всех ценителей изобразительного искусства.