Засыпанная снегом, обычная русская деревушка с низкими домами и плетнем, выглядит очень тихой и уютной на пленэрной работе Николая Фокина, поступившей в 1954 году в Вологодскую областную картинную галерею из Горьковского художественного музея. На обороте работы зафиксировано кроме названия и место ее исполнения: «Уральскiй этюдъ. Златоустъ». Небольшой в дореволюционное время город Златоуст с Казенным уральским заводом расположен в живописной местности с гористым рельефом, рекой и озерами. Возможно, этюд был выполнен Фокиным в этих краях в период его пенсионерской поездки на Урал в 1902 – 1904 годах.
Картина с ее светлым колоритом и плавными очертаниями темнеющих вдали возвышенностей исполнена лиризма. Снег – главный ее герой, как и во многих работах этого художника, написан умело и с большой любовью. «Это чувство художника, страстно влюбленного в свою милую зиму, которая перед ним только раскрывала все свои прелести, недоступные для глазу постороннего, — было характерно для творчества Фокина», — отмечал В.Н. Пирогов в некрологе, опубликованном в журнале «Нива» (1909). Восхищаясь редким трудолюбием живописца, автор констатировал, что тот выполнил сотни этюдов в непогоду, в морозы, не взирая на очень слабое здоровье. Простые мотивы влекли его к себе, он не стремился к эффектам.
Имя одаренного пейзажиста Николая Фокина неизвестно теперь широким зрительским кругам. Жизнь его была недолгой и нелегкой, а творчество не подвергалось углубленному исследованию специалистов. Его картины репродуцировались в журнале «Нива» и на открытках Общины св. Евгении. В 1909 году в Петербурге прошла посмертная выставка работ художника. Произведения Николая Фокина хранятся в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Академии художеств, в региональных музеях страны и частных коллекциях.
Сын служащего старинной петербургской фирмы купцов Петровых, Николай Фокин рано осиротел и воспитывался в этой семье с детских лет. Профессиональное образование он получил в Императорской Академии художеств, где обучался в 1891-1901 годы под руководством А.А. Киселева, известного пейзажиста-передвижника. Живопись И.И. Левитана оказала огромное влияние на молодого художника, также ставшего писать «пейзажи настроения». За картину «Ранний снег» в 1902 году Фокин получил звание художника и право на заграничную пенсионерскую поездку. Он побывал в Германии, Париже, Лондоне, а затем на Урале.
В России 1900-е – 1910-е годы были временем расцвета художественных выставок. Фокин не оставался в стороне от насыщенной жизни мастеров искусства, он был учредителем и экспонентом выставок «Нового общества художников», организованного в 1903 году, участником ряда художественных выставок в стране и за рубежом (в Италии, Франции, Англии). В 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе (Франция) за картину «Тишина осени» он был удостоен бронзовой медали. Лихорадочная работа, нервная жизнь и безденежье подкосили его. По настоянию врачей в 1904 году он поправлял здоровье в Германии во Франкфурте-на-Майне в санатории для больных туберкулезом, но средств на основательное лечение там у него не было.
Обосновался живописец в 1905 году в пользовавшемся популярностью у дачников поселке Мустамяки в Финляндии, где арендовал мастерскую в одном из имений. В тишине и уединении он, вероятно, надеялся немного поправить свое здоровье, но болезнь возобладала. Осенью 1908 года Николай Фокин скончался там от туберкулеза, так и не успев исполнить заветную мечту, написать главную в жизни, как он считал, картину, тему которой хотел почерпнуть из своей любимой книги А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», восхищавшую многих деятелей русской культуры.
Фокин Николай Михайлович. 1869-1908. При озере (Златоуст. Уральский этюд). 1900-е. Холст на картоне, масло. Вологодская областная картинная галерея