Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Невольно возникают в памяти эти тютчевские строки при взгляде на картину Николая Крымова «Полдень», созданную им в 1910-е годы, переданную в Вологодскую областную картинную галерею в 1954 году из Вологодского областного краеведческого музея. Ее мягкая голубовато-зеленая колористическая гамма, нежный, словно в легкой дымке, солнечный свет, плавные ритмы, большие деревья, наподобие кулис обрамляющие изгиб реки, — все рождает ощущение величавого покоя и гармонии прекрасной природы.
Это впечатление не нарушает включенный в пейзаж будничный мотив — крестьянские избы с едва различимой человеческой фигуркой. В картине сочетаются правдивость и поэтичность, обращение к русской природе и ориентация на высокую европейскую классику. Это отличало Крымова от многих его современников-живописцев, увлекавшихся в молодые годы произведениями новейших французских мастеров, которыми была богата галерея известного московского коллекционера С.И. Щукина.
«Я как-то не подчинялся общему гипнозу и не подражал щукинским образцам,- заявлял впоследствии Крымов, хотя полотна Дега, Ренуара, Сислея ему нравились. В объединении «Голубая роза», в которое он входил, его считали реалистом, а критики называли «тихим поэтом»; также он экспонировал свои работы и на выставках объединения «Союз русских художников», куда вступил в 1910 году. Его стремление постичь глубинный смысл явления, строгая уравновешенность композиции во многом близки полотнам французских живописцев XVII века К. Лоррена и Н. Пуссена с их возвышенным строем.
Происходил Николай Крымов из большой патриархальной семьи потомственного московского живописца, портретиста и педагога, преподававшего в городских гимназиях П.А.Крымова, который стал первым учителем одаренного младшего сына. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Николай учился в 1904-1911 годах у В.А.Серова, Л.О. Пастернака, А.М. Васнецова, Н.А. Касаткина. Главным своим учителем он считал И.И.Левитана, с которым не был лично знаком, но его живопись очень любил. Крымов пробовал себя в театре (МХАТ – оформление пьес А.Н.Островского), крайне редко – в портрете («Автопортрет», «Портрет С.М.Буденного») и обращался к графике – (иллюстрировал журнал «Золотое руно»).
Известность ему принесли замечательные пейзажи, которые украшают музейные и частные собрания. Он был влюблен в природу средней полосы России и чаще всего писал ее. Много работал на натуре, но из Москвы выезжал в летние месяцы; излюбленными его местами были Звенигород и Таруса. Он побывал на Волге и в Крыму, но никогда не был за границей и не стремился туда, считал, что для работы над пейзажем своей страны мало и одной жизни. Крымов и его друзья любили бывать у Всеволода Мамонтова, портрет которого кисти М.А. Врубеля экспонируется в Шаламовском доме. Необычайно остроумный и веселый, Крымов обладал хорошим голосом и слухом, однажды ему случилось петь в компании Федора Шаляпина и заслужить его одобрение.
Талантливый педагог, преподававший в 1920-е годы в Высших художественно-технических мастерских и в Полиграфическом институте, в 1930-е – Изотехникуме памяти 1905 года, Крымов оставил по себе интереснейшие воспоминания благодарных учеников. Строгий и требовательный, он не переносил позерства и лицемерия ни в чем: ни в поведении, ни в речи, ни, тем более, в живописи. «Верный тон на верное место, — наставлял он своих подопечных, — и тогда будет все: и рисунок, и форма, и воздух, и пространство. Певец, не имеющий слуха, не певец! Художник, не умеющий верно видеть, не художник! В живописи, как в музыке, все должно быть слажено и гармонично, как в хорошем оркестре. Пишите то, что вы по-настоящему любите. Никогда не фальшивьте. Будьте правдивы, ибо красота в правде».
Н.П. Крымов. 1884-1958. Полдень. 1910-е.Картон, масло. Вологодская областная картинная галерея