А.К. Саврасов. 1830-1897.
Дубки. Около 1855.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Автору прославленной картины «Грачи прилетели», известной почти каждому жителю нашей страны с юных лет, знаменитому пейзажисту Алексею Саврасову, была уготована карьера торговца. Родился он в Москве в семье небогатого купца-галантерейщика, желавшего видеть сына своим помощником. Влечение к искусству проявилось у Алексея рано, к 12 годам он самостоятельно научился писать гуашью и акварелью. Сопротивлявшийся этому «бесполезному занятию» отец выселил его из квартиры на чердак.
О «необыкновенных художественных способностях» юноши прослышали и оказали ему содействие в получении профессионального образования московский обер-полицмейстер И.Д Лужин и художник К.И. Рабус, преподаватель Московского училища живописи и ваяния, под руководством которого Саврасову там посчастливилось обучаться с 1844 по1850 годы. Исключительно одаренный и чуткий подопечный так быстро превзошел своего эрудированного и талантливого наставника, что уже в 24 года за свои успехи был удостоен звания академика.
Картина «Дубки», написанная Саврасовым в середине XIX века, была передана Вологодской областной картинной галерее в дар москвичкой К.М. Протопоповой по завещанию ее мужа, уроженца Вологды профессора А.Ф. Протопопова, в 1977 году. Это одна из ранних работ живописца. Тогда он часто изображал окрестности Москвы. Не все из этих произведений сохранились. В прессе тех лет остались отзывы о них, один из которых кажется написанным именно о нашей картине: «…небольшой пейзаж любимца московской публики даровитого нашего Саврасова. Всякий поймет, что этот осенний вид, разнообразие колеров, пятнающих партии зелени, дает чувствовать грустное исчезание красот природы. Художник разлил в пейзаже столько грации в линиях и прелести в тонах, что мы прощаем ему это грустное напоминание и, любуясь легким прозрачным воздухом, видим, что и у осени есть прекрасные моменты. Облака и воздух в картине Саврасова таковы, что под ними охотно подписали бы свое имя знаменитые пейзажисты».
«Дубки», как и подобные пейзажи Саврасова, отличают простота мотива, знание натуры, верность рисунка и, вместе с тем, глубоко личные переживания художника, его взволнованность. Зрителям передается то, что испытывал он: восхищение нежными, мягкими красками ранней осени, ощущение счастливого единения с природой. Картина полна нежной задумчивой тишины. Подобный подход к изображению природы был новым. Современным ценителям русской пейзажной классики трудно представить то время, когда отечественные пейзажи носили театрализованный характер в соответствии с устоявшимися в искусстве требованиями к «изящной натуре».
С возросшим в обществе интересом ко всему национальному художники стали уделять большее внимание изображению родной природы. Для того, чтобы сделать пейзаж естественным и близким зрителю, нужна была свобода творческого мышления и поэтичность мировосприятия, чем и отличался Саврасов. Его любимый ученик и последователь Исаак Левитан, утверждал, что «с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Расцвет творчества Алексея Саврасова начался в 1870-е годы, в это время были созданы его лучшие полотна, он стал широко известен ценителям искусства, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, воодушевляя своих учеников. Главные высказывания Саврасова о задачах творчества отложились в памяти Константина Коровина: «Пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».