А.Н. Каринская. 1871-1931.
Застывает. Около 1919.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Первая профессиональная художница Вологодского края Анна Каринская известна на родине как автор камерных лирических пейзажей. Сведений о ее жизни пока немного. По сложившейся музейной традиции принято считать, что она родилась в обедневшей дворянской семье в Тотьме (или, возможно, в Вологде), но архивных документов на этот счет не удалось обнаружить. Систематического художественного образования она не получила, брала уроки живописи в Петербурге в 1890-е годы у известного пейзажиста-передвижника и педагога А.А.Киселева.
Во время многочисленных поездок на этюды по разным местам Вологодской губернии, Анна Николаевна столкнулась с большой культурной неразвитостью населения. Жители сельской глубинки нередко встречали ее с настороженностью и недоверием, потому что никогда не видели картин и не имели представления о работе художника. Это побудило ее заняться просветительством. Ее имя неразрывно связано с организацией и деятельностью в Вологде Северного кружка любителей изящных искусств (1906-1919), она была постоянной участницей всех его выставок. Современники ценили ее творчество. В планы издательской деятельности Кружка входила монография о ней: «Художница Севера А.Н. Каринская», но осуществить это не удалось из-за революционных событий.
Ее работы экспонировались не только в Вологде, но и в Москве и Петербурге, наиболее регулярно — на выставках передвижников и Московского общества любителей художеств. Она была свободной художницей, жила на более чем скромные средства от продажи своих картин и своего дома у нее, по-видимому, не было. Последние годы ее жизни прошли в Москве, в приюте для вдов и сирот художников имени П.М.Третьякова, где она и скончалась.
Пейзажи Каринской — это в основном этюды с натуры. Наиболее значительные из них она тщательно, но без сухой детализации прорабатывала, доводя до законченности картины, но крайне редко подписывала и датировала. Им присущи логичность, простота и цельность – качества, которые привил ей учитель. Ее картины привлекают тонко прочувствованным обаянием природы самых обычных мест нашей губернии. Как правило, работы Каринской невелики по размеру.
Одна из немногих крупных картин в ее творчестве «Застывает» (около 1919), подаренная Вологодской областной картинной галерее племянником художницы москвичом С.С.Перовым в 1962 году, находится в постоянной экспозиции русского искусства в Шаламовском доме. В этом полотне ей удалось отобразить переходное состояние природы, когда осень закончилась, а наступающая зима еще не вошла в полную силу, но уже начала проявляться ее строгая, холодная красота. Вологодские крестьяне называли это время зазимком.
Продуманное композиционное построение и выразительность сдержанной колористической гаммы картины свидетельствуют о живописном мастерстве Каринской. Здесь создано ощущение пространственной глубины и плавного движения, взгляд зрителя следует вдаль по изгибу реки. Ее припорошенные снегом берега отражаются в прозрачной тихой воде, редкие деревца на ближнем берегу, уходящие ввысь тонкими стволами, выглядят хрупкими и беззащитными, открытыми всем ветрам. Сопоставление вертикалей и диагоналей придает оживленность пейзажу. Темный массив леса контрастирует со светлым небом и стылой водой, от которой веет холодом.